Приложение МААМ

Рекомендации для воспитателей по использованию упражнений психогимнастики с учетом возрастных особенностей детей

Юлия Бутова
Рекомендации для воспитателей по использованию упражнений психогимнастики с учетом возрастных особенностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой (а таких в нашем дошкольном учреждении достаточно много) часто невротизируются от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Поэтому необходимо вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада и применять неоднократно в течение дня.

Публикация «Рекомендации для воспитателей по использованию упражнений психогимнастики с учетом возрастных особенностей детей» размещена в разделах

Для этого были составлены рекомендации для воспитателей с комплексами психомышечной тренировки, направленных на предупреждение психоэмоционального напряжения детей в группе детского сада.

Данный комплекс игр и упражнений направлен на обучение детей навыкам саморегуляции, на снижение интенсивности физического и психического напряжения, нормализации мышечного тонуса, привлечения внимания ребенка к дальнейшему занятию, настрой детей на активную работу и контакт друг с другом. Развитие у ребенка способности к саморегуляции психического состояния способствует не только эффективной адаптации в окружающем мире, но и повышению результативности любой деятельности. Поэтому очень важно обучать ребенка управлять своим психофизическим состоянием с раннего возраста.

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому упражнению дается образное название, это увлекает и заинтересовывает детей.

Использование релаксационных игр и упражнений способствует тому, что многие дети становятся более уравновешенными и спокойными, у них повышается настроение и снижается утомляемость.

Все игры и упражнения можно разделить на несколько блоков:

- мобилизующие упражнения;

- игры и упражнения, способствующие успокоению и организации;

- релаксационные паузы.

МОБИЛИЗУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игры и упражнения этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки.

Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Например, игра «Цапля» (для детей 5-7 лет).

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Игра тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

«Кошка» (для детей 3-7 лет). Ведущий предлагает детям опуститься на колени, и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство расслабления и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

«Гуси» (для детей 4-7 лет). Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечнососудистую систему.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПОКОЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ

1) «Слушай команду!» (для детей от 5 лет). Дети ходят по кругу друг за другом. Ведущий останавливается и шепотом произносит какую-нибудь команду. Дети тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений (закрыть глазки, поднять плечики, расслабить пальчики и т. д.).

2) «Расставить посты!» (для детей 6-7 лет). Дети идут друг за другом, впереди командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).

3) «Кто за кем?» (для детей 4-7 лет). Дети сидят за столами. Один ребенок, которого вызвал ведущий; ходит по группе, и, услышав сигнал, садится или останавливается на месте. Ведущий вызывает следующего. Когда все дети рассредоточатся по группе, ведущий предлагает детям по очереди вставать и идти на свое место за столом в таком порядке, как их вызывал в начале игры ведущий.

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ПАУЗЫ

Упражнения направлены на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением. Они могут быть использованы в комплексе утренней гимнастики, как физминутка на занятии, в любом режимном моменте в течение дня.

1) Вводная часть перед каждым настроем.

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные (можно включить тихую спокойную музыку).

Ведущий: «Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать».

2) Релаксационные настрои.

Воздушные шарики

Представьте себе, что все вы - воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза). Обдувает шарик, ласкает шарик. Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в группе. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Водопад

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее. Белый свет течёт по вашим плечам, помогает им стать мягкими и расслабленными (пауза). А нежный свет течёт дальше по груди, по животу. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам, и вы чувствуете, как тело становится мягче, и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

3) Релаксационные упражнения для снятия напряжения мышц рук и ног.

Шишки

Представьте себе, что вы - медвежата и с вами играет мама-медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама-медведица снова кидает шишки медвежатам (повторить 2-3 раза).

Муравей

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

4) Релаксационные упражнения для снятия напряжения мышц лица.

Например,

Улыбка

Представьте себе, что вы видите перед собой красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться широко. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Пчелка

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Литература:

1. Чистякова М. И. Психогимнастика. М. ,1995.

2. Алямовская В. Г., Петрова С. И. Предупреждение психоэмоционального напряжения. - М., 2002.

3. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.

4. Комплексная методика психомоторной коррекции/Под ред. А. В. Семенович. - М., 1998.

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Картотека игр и упражнений в «сухом бассейне» для всех возрастных группКартотека игр и упражнений в «сухом бассейне» для всех возрастных групп Цель: профилактика опорно-двигательной системы. Рекомендации по проведению занятий в «сухом бассейне»: - занятия лучше проводить в.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников с учетом регионального компонента» Сегодня, одной из актуальных проблем в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является то, что многие воспитанники испытывают.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для воспитателей по использованию упражнений психогимнастики с учетом возрастных особенностей детей
Опубликовано: 30 сентября 2020 в 21:33
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для воспитателей по использованию упражнений психогимнастики с учетом возрастных особенностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Бутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД