Гаврилова Екатерина
Рекомендации для родителей ребенка ОВЗ при организации игрового образовательного пространства дома
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей ребенка ОВЗ при организации игрового образовательного пространства дома в условиях пандемии с учетом трудности ребенка.
Будущее ребенка во многом зависит от воспитания в семье. Поэтому родители должны серьёзно подойти к созданию развивающей предметной среды дома. Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Но тем не менее, желательно, постараться по максимуму создать такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии.
Публикация «Рекомендации для родителей ребенка ОВЗ при организации игрового образовательного пространства дома» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Предметно-пространственная среда обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т. п.). Ребенок должен осваивать все пространство квартиры : действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне.
У него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, насколько она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло.
Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит? Хорошо, когда позволяют жилищные условия и у малыша есть отдельная комната. Но если отдельной комнаты нет, нужен отдельный игровой уголок для ребенка - место, где он сможет играть или заниматься какой- либо деятельностью.
В игровом уголке ребенка должен находиться :
- детский стол с гладкой поверхностью без рисунков размером 50 на 70 см, а также детский стульчик.
Обязательные элементы игрового уголка :
- открытый низкий стеллаж или этажерка из 2х -3х полок, доступных по высоте руке малыша,
- несколько больших пластиковых или картонных емкостей (контейнеров) для игрового материала.
Желательно предусмотреть в этом месте коврик 70 на 70 см, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков и оставить её там на какое-то время без помех для окружающих.
Оформленный таким образом игровой уголок занимает немного места и при этом позволяет сконцентрировать материал для детских занятий. Ребенок получает личное пространство и личные вещи, которыми он свободно распоряжается сам (это важно для развития самостоятельности и личностной зрелости, а взрослый освобождается от лишних хлопот (доставать игрушки с недоступных для ребенка "высот" или извлекать из "глубин" шкафов). В игровом уголке ребенок вправе и разбросать игрушки, и навести порядок.
Итак, пространство игрового уголка обозначено. Чем его наполнить?
В игровой зоне желательно иметь игрушки и материалы для различных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной.
Для игровой деятельности необходимы:
а) сюжетные игры и игрушки:
- игрушки-персонажи (куклы, фигурки людей, животных, сказочных и фантастических персонажей);
- игрушки-предметы (посуда, игрушечные инструменты и материалы);
- различные транспортные игрушки (особенно для мальчиков);
б) игры с правилами:
- мячи, наборы кеглей, кольцебросы и т. п. - на физическую компетенцию;
- детское домино (с картинками, шашки, шахматы, нарды и т. п. - на умственную компетенцию;
- настольные игры типа "гусек" и "лото" - на удачу (шансовые).
Для развития познавательно-исследовательской деятельности необходимы дидактические (обучающие) или развивающие игры и игрушки.
К ним относятся:
- пирамидки, различные вкладыши, мозаики, сборно-разборные игрушки, головоломки и др. ;
- настольно-печатные игры и материалы, стимулирующие у ребенка способность к классификации и обобщению (разрезные картинки, пазлы, наборы с изображением фруктов, овощей, различных предметов);
- материалы для простейшего экспериментирования (металлические, деревянные, безопасные стеклянные и другие предметы, позволяющие ребенку познакомиться со свойствами материалов предметов, узнать, что тонет, что плавает и т. д.).
Эта деятельность в целях безопасности ребенка должна осуществляться только со взрослыми людьми.
Обязательно наличие строительных наборов, конструкторов.
Развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться. Игрушки, которые перестали быть интересными для ребенка, могут на время убираться и при необходимости вновь вноситься в игровую зону.
Игрушки и материалы должны храниться в определенном месте. Необходимо приучить ребенка убирать их на свои места после игр.
В игровой зоне не должно быть захламленности, избытка игрушек и материалов. Как же быть, когда накапливается слишком много ненужного? Время от времени стоит вместе с ребенком заняться расчисткой игрового уголка. Старые изношенные игрушки выбросить, что-то отнести в детский сад, раздарить, отвезти на дачу. Однако надо иметь в виду, что дети - большие собственники и с неохотой расстаются даже с не особенно любимыми игрушками. Поэтому к расчистке следует отнестись деликатно и поначалу, может быть, просто собрать часть игрушек и отправить на антресоли, чтобы они, по крайней мере, не загромождали пространство и не создавали мешающий сосредоточиться калейдоскоп.
Все эти рекомендации годятся для любого игрового уголка, независимо от того, встраивается ли он в общую комнату или размещается в отдельной "детской". Главное, надо помнить, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации.