Александра Осипова
Рекомендации для родителей по второй неделе февраля «Творчество А. С. Пушкина»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни в одной стране не возникло в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имен, как в русской литературе 19 века.
Но именно Пушкина по праву считаем мы родоначальником нашей классической литературы, началом всех ее начал. Еще при жизни Пушкинавысказалсяо нем его великий современник и благоговейный ученик Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте…В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…Сама его жизнь совершенно русская».
Публикация «Рекомендации для родителей по второй неделе февраля „Творчество А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Зима
- Консультации для родителей
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Темочки
Для взрослых очень остро стоит вопрос о необходимости загружения памяти детей тем или иным материалом. Невозможно в детском саду соревноваться по образности и разнообразию впечатлений, которые получают дети, с кино, которое они постоянно смотрят. Даже с «Лунтиком» невозможно соревноваться. Современные дети растут в особой, зрительной культуре. Нельзя просто потребовать, чтобы они не смотрели, например, мультфильм «Том и Джерри». Можно только предложить альтернативу: давайте будем играть. Запрет бесполезен. Только альтернатива: пусть дети поиграют в русские народные сказки и в сказки Пушкина. Конечно, есть и другие вещи, можно придумать очень много разнообразных композиций. Но зачем? Мы обязаны сохранить ребенку ясный взгляд на жизнь. Сказки содержат явственный нравственный аспект, поскольку счастливый брак рассматривался как награда за достойное поведение героев. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле. В главных положительных героях воплощены идеалы мужского и женского поведения. В русских сказках и в сказках Пушкина мы видим смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим (воле родителей и приказам царя, уважение к природе (растениям и животным, терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях, незлопамятность и неспособность к мести.
Сказки Пушкина - это единственное в нашей культуре для маленьких детей, за что можно сейчас «уцепиться» с позиции сохранения языка: Чистота строчки, чистота рифмы, приобщение к поэтической речи.
Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу же вошли в детское чтение.
«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну»,ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К. И. Чуковский.
Оказывается, что из сказок Пушкина, как из любой сказки, дети «берут» столько, сколько смогут.
А. С. Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша» Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В. И. Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». Обращаясь к устному народному творчеству, А. С. Пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.
Живя в Михайловском, в ссылке, поэт писал брату Льву: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
Сказки А. С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене -
и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»
Действие развертывается динамично, без длинных описаний. Пушкинский стих подвижен, передает ритм движения и напряженность событий:
Едет с грамотой гонец,
И приехал, наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
Динамизм и быстрота смены событий свободно и легко уживаются с пейзажными картинками, лаконичными и зримо красочными:
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Энергична и действенна у Пушкина-сказочника звуковая организация стиха. Значимостью у него обладает каждый звук, то передающий плеск морской волны, то воспроизводящий полет комара или шмеля:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге…
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал.
С. Я. Маршак в «Заметках о сказках Пушкина» дал мудрый совет: «Я не думаю, что мы должны объяснять ребенку, какое значение имеют в этих стихах звуки «з» и «ж», характеризующие полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде, чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти «з». «ж», длинное, высокое «и» - в слове «злится» и низкое, гулкое «у» в словах «кружится» и «жужжит».
«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, а описанием веселого пира, славящим торжество добра.
Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены. Дети всем сердцем на стороне «светлого мира» сказки, олицетворенного в образах царицы-матери,князя Гвидона, царевны Лебеди. Только образ царя Салтана вызывает сомнения и раздумья. Вот как говорит об этом К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» : «Мальчишка с большим увлечением слушал сказку о царе Салтане. Но все время его тревожил вопрос: «Что же такое этот самый Салтан? С одной стороны, он как будто человек симпатичный, а с другой стороны, он уж слишком поддается влиянию злой Бабарихи и ее коварных подруг. Поэтому все время он перебивал рассказчика вопросами об этом непостижимом царе:
-А что он - правильный?
-А что он хороший?
Подобные сомнения и раздумья - начало активной работы творческого сознания маленького слушателя. Это свидетельство большого воспитательного значения подобных произведений.
«Сказка о рыбаке и рыбке». В ней есть золотая рыбка, старуха противная и злая- такой быть нельзя, старик - добрый, даже слишком добрый, может быть, таким безответным тоже быть нельзя - это энциклопедия жизни. Если «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни той эпохи для взрослых, то - это для детей. Четкие образы: добро - хорошо, зло - плохо. Если дал обещание, как царь Дадон («Сказка о золотом петушке»). - выполняй. Не захотелось ему держать данное слово - сам погиб и ничего не получил.
Для сказок Пушкина, как и для народных, характерна вера в светлые силы и чувства. Сказки Пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. Находчивость и трудолюбие Балды помогают ему победить попа; любовь и верность Елисея воскрешают его невесту, сыновняя преданность Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют торжеству правды.
Чертами народности отмечена и поэтическая речь в сказках Пушкина. В них широко применяются народные поговорки, пословицы:
Но жена не рукавица,
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
(«Сказка о царе Салтане»)
…Впредь тебе, невежа, наука:
Не садится не в свои сани!
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
В сказках Пушкина много слов разговорного, иногда просторечного языка («и молва трезвонить стала, «не кручинься», «он стоял позадь забора»).
Пушкиниспользует изобразительные средства народной поэзии: сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты:
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три богатыря…
(«Сказка о царе Салтане»).
Но царевна молодая.
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела…
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…
Отвечает месяц ясный…
(«Сказка о мертвой царевне»).
В сказках Пушкин широко применяет народно - поэтическую речь с ее своеобразной ритмикой и повторами («в путь дорогу снарядился»; «свет наш солнышко»; «по морю, по океану к славному царю Салтану»).
Картины русской жизни и изображение персонажей из разных социальных слоев даны реалистически. Поэт с художественной точностью отбирает бытовые детали и воссоздает колорит той или иной эпохи и места действия:
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Сказки Пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В них гармонично уживаются реалистические картины быта и нравов различных сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникающего под пером поэта. Таков целый город на острове Буяне - столица князя Гвидона:
…Город новый златоглавый…
…Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей …
Поэтически совершенны такие персонажи, как царевна Лебедь, Золотая рыбка, Золотой петушок, тридцать три богатыря, белка-чудесница.
Для сказок Пушкина, как и для народных, характерны чудесные превращения: старухи крестьянки - в царицу; лебедя - в прекрасную девушку; князя Гвидона - в комара, шмеля и муху.
Волшебные превращения не только увлекательны, они помогают раскрыть гуманистические идеи сказок. Превращение старухи снова из царицы в крестьянку связано с наказанием ее за самодурство и алчность. Превращение лебедя в прекрасную девушку выражает победу любви над черными волшебными силами.
Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей, формируют активное отношение к своим героям. Они помогают решать задачи эстетического, нравственного воспитания детей.
Произведения Пушкина дали классические образцы детской литературы. Они пробуждают чувство любви к родине и являются лучшим средством приобщения детей к истинной поэзии.
Уважаемые родители, прежде чем читать детям одну из сказок Пушкина, убедитесь, что вы сумеете объяснить своему ребенку смысл каждого слова. Объяснив, перечитайте этот кусочек еще раз. Останавливайтесь во время чтения, чтобы проверить все ли понятно ребенку. Выясняйте это не вопросом: «Ты все понял?», а вопросами по тексту: «Что за орешки грызет белочка?». После ответа ребенка или своего пояснения начните чтение, вернувшись немного назад:
…белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…
Читать ребенку Пушкина, как и любую книгу, надо с интонационной выразительностью речи, иначе он вас не будет слушать, ему трудно будет понять смысл текста. После прочтения дайте детям высказать свое мнение, не перебивайте, ненавязчиво задавайте наталкивающие вопросы, уважайте мнение своего ребенка. Если вы увидели, что он из прочитанного не все понял, через небольшой промежуток времени перечитайте это вновь. Но не забывайте, ребенок должен захотеть, чтобы мамочка ему почитала. Даже когда ребенок овладел техникой чтения, не отталкивайтесь от его просьбы: «Ты уже сам можешь читать», не всегда при самостоятельном чтении он еще сможет понять смысл текста, который он читал.
Читайте сказки А. С. Пушкина своим детям, приобщайте к поистине поэтической речи, воспитывайте любовь к русской поэзии. И начните это немедленно.