Айна Смагулова
Рефлекcивный отчет об использовании одного модуля программы при планировании серии уроков
▼ Скачать + Заказать документы
«Умение слушать столь же мощное средство
общения и влияния, как хорошие речевые навыки»
Джон Маршалл.
Образование в начальной школе является основной базой или фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это сформированность учебных действий, обеспечивающих умение учиться. В основе взаимодействия стоит сотрудничество, диалог учителя и ученика, ученика и ученика, ученика и группы, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности. Во время прохождения практики на каждом этапе урока серии четырех последовательных уроков мною был внедрен модуль «Новые подходы в преподавании и обучении». При планировании уроков стержневым подходом на всех этапах было «Обучение через диалог».
Публикация «Рефлекcивный отчет об использовании одного модуля программы при планировании серии уроков» размещена в разделах
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Мерсер и Литлтон (2007) отметили, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учащихся и их результативности в обучении (Руководство, стр. 144). Модель обучения Л. Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог (Руководство, стр. 144). Важное и центральное место занимает диалог на уроках речевого развития в начальной школе и естественно, речь учителя является главным инструментом для развития обучения и атмосфера восприятия материала, которую создает учитель на уроке, осуществляется на основе беседы. Беседа является взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение учащихся вперед. Залог успеха беседы - компетентность, тактичность и доброжелательность участников беседы.
Система обучения диалогу должна предусматривать овладение деятельностной речью не как схемой застывших реплик или строго отобранным набором правил диалога, а как живой, активной, мыслительной деятельностью, полностью ориентированной на личность собеседника. Необходимо побуждать учащихся к решению проблемных задач, к умозаключениям, анализу и синтезу материала.
Диалогическое обучение является интерактивным методом, направленным на формирование коммуникативной компетенции учащихся, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика на уроке. Именно урок сотрудничества, на котором все получается и порождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. В тех образовательных моделях, в рамках которых учителя восприимчивы к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящим от самих учеников, образовательный процесс будет иметь больше шансов на успех (Руководство, стор. 139).
Взаимная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель – ученик и ученик – ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся. Даже если это наблюдается, то такой диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной.
В начале урока возникает проблемная ситуация, дальше - побуждающий диалог. Основная задача урока заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Так, на уроках литературы я старалась учить детей критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с одноклассниками. Для внедрения «Новых подходов…» на уроках организовывала индивидуальную, парную и групповую формы работы, применяла ситуации ролевых игр, в изучении нового материала поощряла применение разных источников информации, создавала условия для творческого подхода к работе.
Преимущество групповой работы в диалогическом обучении состоит в том, что учащиеся учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения. В результате развивается критическое мышление и поисковая активность учащихся.
Как сказал итальянский педагог М. Монтессори: «Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок». Диалогическое обучение побуждает учеников максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Это способствует природе мышления как процесса, направленного на развитие новых для учеников закономерностей. Всем известны слова Антуана де Сент Экзюпери «Самая большая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения». Внедрение подхода «Обучение через диалог» осуществлялось на любом уроке и на любом этапе урока, поскольку парная и групповая формы работы сами по себе подразумевают построение диалога.
Диалог прослеживается на всех этапах уроков, начиная с приветствия и до рефлексии, где учащиеся делились мнениями об уроке. С первого дня практики я заметила рост положительного настроя учащихся, они были активны, их хорошее настроение и отзывы об уроках «вне камеры» меня подбадривали. С каждым уроком я открывала для себя что-то новое в детях: их отношение к новшествам, их интересы и предпочтения. Для создания атмосферы доверия и доброжелательности, что очень важно в условиях сотрудничества, начинала все уроки с психологического тренинга. Это были пожелания друг другу: «Сегодня я желаю тебе…», «Ежик с полянкой пожеланий», озвучивание девиза к уроку «Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой своей дорожи», «Сапожок-загадка». В ходе таких занятий дети получали не только положительные эмоции, но и развивали дружеское общение.
Внедряя обучение диалогу на каждом уроке, я замечала рост активности и культуры общения между детьми, чему способствовала совместная работа в группах и парах, сопереживание и поддержка при выполнении различных заданий на уроках. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя (Руководство, стр. 144).Участие в групповых и парных формах работы более сильных учеников предполагало не только успешное изучение материала, но и вовлечение всех товарищей в работу. На уроке изучения произведения С. Сейфуллина «Домбра», затруднение испытал Дима Лушников, когда ему нужно было ответить на вопросы высокого порядка: «С какими словами герой обращается к домбре? Почему его чувства так противоречивы?». Мне пришлось использовать переориентацию вопроса: «Кто-нибудь может помочь?» И тогда Дима неуверенно, но все-таки ответил: «Поэт называл домбру то грустью, то радостью, потому что она передавала все чувства человека». Группе нужно было ответить на 5 вопросов, и они разделили их между собой, обсудили, и ответственность за групповую работу все-таки заставила Диму преодолеть свой барьер.
Внедрение диалогического обучения позволило преодолеть барьеры многим учащимся. Так называемый барьер «Тетерев» преодолели Юра Ермолов и Медет Кустаев. Мальчики любят внимание к себе, к своей работе. И задание на первом уроке литературы по составлению одного синквейна от группы было ими не принято. Каждый из них хотел представить свою работу. Было несогласие по представлению групповой работы Владом. По окончании урока я оценила их стихотворения и напомнила о товарищеском взаимопонимании и поддержке. На следующем уроке уже была очевидна работа сообща, несмотря на изменение состава групп. Беседы и обсуждения на уроках и после уроков об изучаемом материале сыграли важную роль и в воспитании детей. Диалог на уроке изучения произведения «Еж Есена» привел детей к выводу об отношении к окружающей среде, о взаимосвязи человека и природы. Тему любви к Родине в произведении М. Ауэзова «Возвращение» дети связали с теплом родного дома, счастьем. И в сочинениях «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» они раскрыли не только понятие счастья (сочинение Свиридова Влада, но и проблему детей- сирот, тех, кто лишен родного дома, родителей (сочинение Рейхерт Милены).
Диалог велся в группах и при составлении кластеров, когда все участники группы активно включались в работу. В процессе исследовательской беседы дети предлагали свои идеи и обсуждали план защиты кластера. Происходил диалог «ученик-ученик», который позволял находить совместные решения. Учащиеся обсуждали изученный материал, излагали его, аргументируя свой ответ примерами. Защищали проект всей группой. Затем, обговорив критерии оценивания, дети смогли оценить работу каждой группы. Работа в группах или парах всегда предопределяет лидера. Лидерство может захватывать и удерживать один партнер; лидерство может переходить от одного к другому; диалог происходит на паритетных началах. В учебном диалоге лидер, по существу, один – это учитель. У учащегося лидерство может оказаться случайно, либо сознательно по решению группы. Так, на уроке изучения произведения М. Алимбаева «Кыз-куу», группа девочек подготовила презентацию двух казахских обычаев, используя не только объяснение, но и продемонстрировав обычаи классу. И было заметно лидерство Мусаевой Элоны, которая управляла всем процессом презентации. И лидерство это было признано группой.
С целью вовлечения и наблюдения за каждым учеником, независимо от его активности и работоспособности, на уроках организовывала работу в парах. При такой форме работы невозможно остаться незамеченным и не вовлеченным в работу. Так, на этапе изучения нового материала (урок № 2) предложила каждой паре заполнить таблицу по методу «ЗХУ» : «Что вы знаете о жизни и творчестве писателя С. Бегалина? Что хотите узнать?» Затем, ознакомившись с материалом в учебнике, заполнить графу: «Что узнали сегодня?». Наблюдая за работой детей, я отметила, что все были сосредоточены на задании, совещались и обсуждали. Особенно приятно было видеть совместную работу Алишера и Кирилла. Мальчики еще присматриваются друг к другу, так как Алишер в нашем классе «новенький». Но на уроке они понимали друг друга и были доброжелательны. На вопрос: «Что хотели бы узнать?» Кирилл и Алишер ответили, что хотят узнать, какие еще рассказы написал автор.
Анализ проведенной работы по развитию диалогической речи учащихся позволил сделать мне следующие выводы: правильно составленные вопросы и выражения должны быть ориентированы не только на проверку знаний учащихся и оценку степени понимания материала урока, но и на возможность обобщать понимание и высказывать мнение об изучаемых событиях. Учащимся нужно давать возможность размышлять о происходящем, учиться оценивать работу друг друга, уметь анализировать способности одноклассников.
Технология диалогического обучения готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основной особенностью этой технологии, является то, что новые знания не даются в готовом виде. Дети в процессе самостоятельной исследовательской деятельности добывают их самостоятельно. Лучше усваивается тот материал, который нашли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и, в завершении, подводит итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят и у них активнее формируются мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Таким образом, работа в условиях диалогического сотрудничества способствует когнитивному развитию учеников.
Многие исследования обращают внимание на то, что наибольшей пользы достигнет такое обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика на вопрос. Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. Увеличение времени на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. (Руководство, стр. 148).Именно это позволяет вести продуктивный диалог в классе.
На своих уроках в диалоговой беседе, после заданного вопроса я, выдержав паузу, давала возможность, учащимся сосредоточившись на вопросе, дать правильный ответ. Так, Саше, после услышанного вопроса, нужно подумать, прежде чем ответить. А вот Юра дает быстрый и правильный ответ. Это говорит о том, что у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повыситься.
Правильная постановка вопросов в классе является ключевым навыком, так как при их удачной формулировке они становятся эффективным инструментом улучшения и расширения обучения учащихся (Руководство стр. 146). На закрепление определенной темы мною были использованы вопросы низкого порядка, т. е. где получала «правильные» или «неправильные» ответы и вопросы высокого порядка, где проверялось умение учащихся применять, расширять, оценивать и анализировать материал и это осуществлялось с помощью творческой работы или составления проектов учащимися.
На всех этапах уроков мною использовалась техника формативного оценивания «Две звезды и пожелание», «Устная обратная связь», самооценивание. Это способствовало пониманию учениками важности уметь не только отвечать на вопросы, но и правильно задавать их.
Чтобы получить более полное представление о результатах обучения, я провела интервьюривание с 3 учениками, используя технику «Голос ученика» (автор Джин Раддок, Руководство, стр. 151). Целью этого общения было восприятие учениками сущности обучения и предложений по совершенствованию обучения. Мною были заданы вопросы о трудностях в обучении, о том, какие предметы им легче даются и почему. В процессе общения я старалась соблюдать беспристрастность, старалась построить общение искренним и конкретным. В начале беседы дети были немного взволнованны (сказывалось наличие камеры, но затем волнение отошло, и беседа состоялась. Конечно, я учитывала возрастные особенности детей и вопросы были соответствующими. В беседе приняли участие Свиридов Влад (мальчик с высокими умственными возможностями, Рейхерт Милена (средние показатели, Гусев Кирилл (слабоуспевающий). Внедрение этой техники дало возможность детям понять, что их голос важен в обучении, что к ним в школе прислушиваются, что собственное обучение зависит от их понимания важности обучения, а также помогло укрепить положительное отношение к обучению и школе.
Таким образом, диалоговое обучение на моих уроках способствовало развитию коммуникативных навыков, развитию собственного мышления о происходящем, осуществлению контроля над своим обучением. Интегрируя модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» в серию последовательных уроков, я могу уверенно говорить, что Программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, на развитие саморегуляции и формирование всесторонне развитой конкурентноспособной личности.
Использованная литература :
1. Александер Р. Ж. (2004). «Преподавание диалогической речи: переосмысление бесед в классе», Кембридж: Диалоги Великобритании.
2. Мерсер Н. и Литтлтон К. (2007). «Диалог и развитие мышления. Социокультурный подход», Нью-Йорк: Раутледж