Нелли Петросян
Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Долг взрослого– помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно управляет ребенком, определяет методы и приемы образования ребенка. Одним из новых наиболее эффективных инновационных технологий стал метод проектов, основной целью которого является развитие свободной творческой личности. Проектная деятельность дает возможность воспитать «деятеля», а не «исполнителя», развить волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Публикация «Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе» размещена в разделах
При использовании проектного метода даю ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. В своей работе использую проекты различные по тематике: творческие, информационные, игровые, исследовательские. На данном этапе, т. е. в средней группе, по составу участников использую индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации краткосрочные и среднесрочные. В основу проекта вкладываю проблему, цель, вопрос, которые разрешаются в процессе решения поставленных задач.
Ни один проект не могу реализовать, не учитывая личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и способностей детей. Мои профессиональные умения направлены на разностороннее развитие и сохранение психологического здоровья детей.
На моих занятиях прослеживается акцент на личностно-ориентированный подход в общении, а именно, планирую занятия, совместную деятельность так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает каждый ребенок, а на то, насколько развиты его умственные способности, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Считаю, что каждый ребенок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе. В моей группе разные дети, с разным уровнем развития. При применении технологии уровневой дифференциации делю воспитанников на условные группы с учетом типологических особенностей.
Социально-педагогическая форма организации детской жизни и детского общества – это игра.
Игры или игровые упражнения, используемые мною, обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новыми знаниями. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи. Способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей.
В практической деятельности я использую следующие игровые технологии :
- игровые ситуации (во время НОД и в режимные моменты)
-сюрпризные моменты
-знакомство с новой игрушкой (практическое обследование,
обыгрывание манипуляторное и сюжетное).
В своей работе использую элементы ТРИЗ т. к. образовательный уровень моих воспитанников еще не высок (в силу возраста) :
- решение различных проблемных ситуаций (в игровой форме).
Но не одна технология не будет достаточно результативной, если ребенок будет не здоров. Поэтому значительное место в моей деятельности занимают здоровьесберегающие технологии. Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, навыков по здоровому образу жизни.
В своей работе я использую комплекс закаливающих мероприятий: воздушное закаливание, хождение по «дорожкам здоровья», профилактика плоскостопия, хождение босиком, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика после сна, физкультурные занятия всех типов. Оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, поведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, тактильная дорожка, гимнастика для глаз, пальчиковая, само-массаж, сказкотерапия и т. д.). Всё это дает положительные результаты: дети меньше болеют, бодры, веселы. Обеспечивают психологическое и социальное здоровье ребенка. Обеспечивают эмоциональную комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Применение новых образовательных технологий дало положительную динамику роста развития детей, которую отслеживаю при систематическом наблюдении за детьми.
Мои воспитанники полюбили занятия по сенсорному развитию и даже в свободное время занимаются выкладыванием из геометрических фигур различных предметов, поэтому весь материал, который используется на занятиях, другие рисунки, и фигуры хранятся в специально отведенном для них месте и доступны детям в любое время.
Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, предлагаю им занятия, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур, лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие или черный круг, потому что все остальные – белые.
В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным – тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей. Снимает у них страх перед ошибкой. Боязнь неверного ответа.
Для индивидуальной работы использую ситуации одевания, прогулки, приготовление к обеду.
Например, можно спросить у ребенка, сколько пуговиц у него на рубашке, какой из двух шарфов длиннее (шире). Сколько чашек на столе, где правый ботинок, а где левый и тд. На каждом занятии использую физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволят переключать активность детей (умственную, двигательную, речевую) не выходя из учебной ситуации. Их также можно использовать во время прогулок, в течении дня в группе для снятия напряжения и переключения на другой вид деятельности. Например:
«На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу – левую к груди,
Да смотри – не упади,
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
Работая над этой темой, я поняла, что особой частью педагогики является дидактика. И она в моей работе должна стать гуманной, т. е. личностно-ориентированной. Необходимо делать так, чтобы ребенок участвовал в делах, предлагаемых воспитателем, не из-за страха быть наказанным, получить неодобрение. А из-за желания добиться личного успеха, испытать удовольствие, ощутить нужность этих дел для себя.
Воспитателю необходимо установить душевную связь с ребенком. Если это достигнуто, то воспитателю с ребенком легко. И тогда воплощаются слова Я. Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не ломает, а формирует, не подавляет, а возносит, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребёнком много вдохновенных минут».
Антигуманная дидактика губит в ребенке стремление к познанию, затормаживает его умственное развитие. Да и личностное тоже.
Ум хорошо устроенный, стоит намного больше, чем ум, хорошо наполненный. И в заключении хочу добавить: больше свободы, самостоятельности, доверия – в этом основа гуманизации педагогики – возвеличивании индивидуальности.