Ольга васильева
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №18 города Ейска муниципального образования Ейский район
Автор: Васильева О. В
Воспитатель МБДОУ ДСКВ №18 г. Ейска МО Ейский район
2015 г.
Ейск
Актуальность
Публикация «Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, невозможно оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Чтобы быть конкурентоспособными и востребованными на рынке образовательных услуг, коллективы ДОУ ищут свои пути сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Основная цель – формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, который характеризует доверительные отношения педагогов, специалистов и родителей, активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как полноправных партнеров.
Работа воспитателя не будет полноценной, если у него не будет контакта с родителями детей. Как заинтересовать родителей в совместной работе, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?
Система работы по взаимодействию с родителями
Удачно зарекомендовали себя в нашем ДОУ такие формы работы, как родительские гостиные, тренинги по запросам родителей, совместные выставки и вернисажи; клубы по интересам, встречи в «читальном зале», совместное творчество детей, родителей и педагогов, направленные на формирование у родителей теоретических знаний и практических навыков в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Основной коллективной формой общения с родителями остается родительское собрание. Групповое собрание - это действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада с казенными словами, что не вызывает интереса со стороны родителей и большинство из них перестают посещать собрания. Поэтому я стараюсь проводить собрания в нетрадиционной форме : «Круглый стол», «Педагогическая гостиная», «Деловая игра», «Мастер-класс», где родителям показываю занятия с участием их детей, приглашаю специалистов (логопедов, психологов, учителей, врачей и т. д.) и др. Явка родителей на такие собрания существенно повышается, ведь каждому родителю интересно посмотреть на своего ребенка в необычной обстановке или же услышать от специалистов ответы на волнующие их вопросы.
Доброй традицией стало проведение Дней открытых дверей, где родителям наряду с другими мероприятиями, предлагаются открытые занятия, спортивные праздники, выставки –конкурсы развлечения и организованная деятельность детей по различным направлениям программы. Темы выбираются различные, такие как выставка творческих работ «Дары осени», выставка конкурс «Пасха в кубанской семье», выставка –конкурс «Новогодняя фантазия» и другие. Я стараюсь вовлечь родителей в педагогический процесс. Родители, наблюдая деятельность педагогов, сами участвуют в играх, занятиях и т. д. Особо хотелось бы выделить активное участие родителей в различных спортивных мероприятиях, проводимых в нашем детском саду, это и «Мама папа, я-спортивная семья», и праздник «Маме сердце подарю» и развлечение совместно с родителями «Масленица» и много, много других.
Традицией стало проведение в детском саду тематической недели «Безопасная дорога» и выпуск газеты для родителей «Дорога без опасности», специально к этой неделе дети совместно с родителями изготавливали выставку работ направленных на предотвращение детского травматизма, где показали свои знания и умения, посоревновались. Большое значение в нашем детском саду уделяется наглядно- информационному методу работы с родителями. В каждой группе красочно оформляем родительские уголки. В уголках размещаем папки передвижки с рубриками «Родительский час», «Копилочка мудрых советов», «Уроки здоровья» с консультативной санитарно-просветительской и педагогической информацией. В рубрике «Хороши, малыши!» мы - педагоги еженедельно сообщаем родителям об умениях и достижениях каждого ребенка. Также в родительских уголках я размещаю фотографии с организацией различных видов деятельности, режимных моментов; совместно с детьми выпустила стенгазету «Будь здоров без докторов», «Как мы играем» и другие. Организую выставки творческих работ детей, консультации с разнообразной тематикой. В группах оформлены постоянно действующие фотовыставки «Хорошо у нас в саду», «Вот мы какие».
Каждый год к праздникам 8 Марта и Дню защитника Отечества оформляются фотовыставки «Мама – как много в этом слове», «Маму я люблю, мамочку мою», «Маме сердце подарю», «Папы всякие нужны, папы всякие важны», «Мои папуля и дедуля – лучшие на свете», «Мужчины в нашей семье», «Самый, самый, самый…».
Ежегодно проводятся выставки – конкурсы «Пасха в кубанской семье», «Дары осени», «Новогодняя фантазия» на которой представляются совместные работы родителей и детей: поделки из природного материала, из дерева, вышивки и др. Сколько приятных и волнующих моментов переживают все родители и дети во время этих конкурсов. Каждый ребенок гордится тем, что его родители рядом с ним принимают участие. Теплая, дружеская обстановка, созданная воспитателем сплачивает не только ребят, но и родителей.
Мы активно используем в своей работе презентации, составляя их с помощью программы Microsoft Power Point.
Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, а именно:
–возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
–одновременное использование различных форм справочной информации : аудио-, видеоизображения, анимация текста,
–быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ.
Таким образом, мультимедийные презентации, воздействуя через зрительный и слуховой каналы восприятия, формируют информационную культуру родителей.
Очень интересно использование в работе с родителями показ презентаций, таких как «Будь здоров без докторов», «Хочу быть как папа», «Моя мама лучше всех». Им очень нравится смотреть слайды из жизни своих детей в детском саду, что способствует единению детского сада и семьи. В своей
работе с родителями стараюсь формировать доверительные отношения и привлекать их к созданию единого пространства развития детей.
Проведение нескольких презентаций «Наша дружная семья», «Уроки дядюшки Филина», помогли мне построить работу по системе: педагог – семья - ребенок. Это воспитывает гордость за свою семью. Вызывает у детей уважение к старшим членам семьи : дедушкам, бабушкам. Сделала снимки, фотографии, отсканировала полученные материалы, в результате получился прекрасный альбом «Моя семья и я». Эта работа заинтересовала и родителей, которые сами стали непосредственными участниками данных мероприятий.
Удачной формой работы с родителями стало привлечение родителей к подготовке и проведению совместных детских праздников и развлечений. Прежде всего, это сближает между собой родителей группы и вызывает положительный эмоциональный отклик со стороны детей. Родители с большой теплотой и отзывчивостью помогают оформлять музыкальный зал к празднику, шьют костюмы, изготавливают атрибуты.
В костюмы, сшитые руками мам, ребята особенно любят наряжаться – ведь при их изготовлении мамами было проявлено столько выдумки и фантазии, что нигде интереснее костюма не увидишь и не купишь ни за какие деньги. Анкетирование родителей «Знаете ли, вы своего ребёнка?», «Какие вы родители?», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребёнка» позволило получить информацию о тех проблемах, с которыми родители сталкиваются в повседневной жизни, выявить их желания и надежды относительно будущего ребёнка. В ходе проведения консультации «Как отвечать на детские вопросы?» использовала прослушивание грамзаписи вопросов детей, их суждений. Я старалась раскрыть их значение, понимание необходимости правильного ответа со стороны родителей. Из консультации «Развиваем речь ребёнка
вместе» родители убедились в необходимости развивать и совершенствовать речь детей; познакомились с речевыми играми – помощницами. Использование разнообразных форм работы с семьёй позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.
Результативность
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включё нности родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей.
Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.