Альбина Дмитриева
Речевые приёмы и игры для автоматизации звуков у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые приёмы и игры для автоматизации звуков у детей с дизартрией
Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.
Т. Б. Филичева рекомендует проводить автоматизацию звука в следующей последовательности:
Темочки:
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
3. автоматизация звука в предложении;
4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
5. автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
6. автоматизация звуков в разговорной речи.
Очень часто процесс автоматизации у детей с дизартрией затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные игры, творческие задания, достаточное количество дидактического материала.
1. Игра позволяет сделать сложную и кропотливую работу по исправлению дефектов звукопроизношения занимательной, увлекательной, весёлой и высокоэффективной.
2. Любая игра, имея комплексный подход, позволяет в процессе коррекции звуков укрепить психическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление, сформировать грамматический строй языка, воспитать интерес, уважение и любовь к живому русскому языку, тренировать навык чтения.
Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать глазодвигательные функции;
• формировать графомоторные навыки;
• формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
• оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.
Игровые приемы для автоматизации изолированного звука
“Упражнение с волчком”
Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.
“Дорожка”
По нарисованной дорожке ребенок проводит пальчиком, машинкой, пароходом проговаривая звук.
“Лабиринт”
Ребенок проводит пальчиком, проходя лабиринт и проговаривает звук.
“Говорящий карандаш”
Рисуем, обводим разные линии и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, я использую прозрачные пластиковые папки, в которые вкладываю лист с заданием. Ребенок рисует водным маркером. Таким образом, пособие можно использовать многократно.
Игровые приемы для автоматизации звука в слогах
«Пропой слог»
Слитно и утрированно произносится поставленный звук в сочетании с гласными А, О, У, Ы, Э. При этом совершенствуются пальцевые движения в виде прижимов к тренажеру одновременно обеими руками соответствующего пальца. Активно работают губы при произнесении гласных. Такой акцент на гласные звуки дает плавное, мягкое введение поставленное звука в слог, а затем и в слова, предложения.
«Сочинялки»
Послушай внимательно, какой каблучок звучит в конце каждой строчки: ка, ко или ку. Простучи за мной нужным каблучком 3 раза.
Взрослый Ребенок
У окна видна Ока ка-ка-ка
До Оки недалеко ко-ко-ко
Дети ходят на Оку ку-ку-ку
«Пропевалки»
Произнеси слоги СА, СЫ сначала с изменением ритмического рисунка, потом с изменением ударения:
Са-са---са-са-са са-са-са---са-са
/ / /
Са-са-са са-са-са са-са-са
Игровые приемы для автоматизации звука в словах
«Повторялки»
Отрабатываем название каждой картинки, уточняем понимание.
После отраженного повторения ребенком слов и уточнения значения незнакомых слов с помощью картинок, можно переходить непосредственно к играм с картинками.
«Карусель»
Многократно повтори серию картинок.
Старайся произносить слова все быстрее и быстрее, но следи, чтобы слова были красивыми.
«День - ночь»
Из серии 4-5 картинок отгадать, какая картинка исчезла (какой картинки нет).
На слово «Ночь» ребенок закрывает глаза, логопед переворачивает картинку – «День» – ребенок открывает глаза и находит изменения, произнося фразу: «Нет)
«Лото»
Дает возможность отрабатывать произнесение вызванного звука сразу у нескольких детей, стимулируя их к контролю за чужим и своим произнесением.
Логопед спрашивает «У кого….?», Ребенок отвечает «У меня…» и закрывает картинку нужной карточкой.
«Один и много»
Скажи по образцу: коса – косы,
Назови слова парами
«Назови и перепрыгни»
Нужно бросить кубик и отсчитать выпавшее число, встать на картинку и правильно ее назвать (можно использовать данную игру и для отработки предложений).
«Запомни – повтори – закрой»
Повтори слова по 2-3 вместе, закрой их в нужной последовательности.
Сок – сом – нос сумка – судно – судак
Косы – козы – кабаны кабан – камин – камень
«Отгадай картинку без автоматизируемого звука»
Перед ребенком разложены картинки. Логопед называет картинку без автоматизируемого звука, ребенок отгадывает какую картинку загадал логопед. Отгадал – забери себе.
. они,. оля,. апа,. офе,. осы.
«Ходилки-бродилки»
Перед ребёнком выкладываются картинки, так чтобы они образовали игровое поле-лабиринт: где правильная дорожка проходит по картинкам только на автоматизируемый звук. Среди картинок на этот звук выкладываются картинки без этого звука.
Задание для ребенка: Проведи кота к коню. Но Кот может идти только по картинкам со звуком «К».
«Закончи предложение»
Перед ребенком разложены картинки. Логопед называет предложение не договаривая его до конца. Ребенок по смыслу должен догадаться каким словом его закончить. Закончил правильно - поставь на картинку свою фишку (можно использовать фигурки из киндер сюрпризов)
Быстро скачут резвые…кони.
Новые брюки надел…Коля.
Вкусный мёд у бабы… Капы.
По утрам папа пьет ароматный….кофе.
У девчонок длинные…. косы.
Часть машины, где сидит шофер… кабина.
После сильного дождя вода заполняет глубокую… канаву.
Мы набрали полное лукошко красной…калины.
Игровые приемы для автоматизации звука в предложениях
«Повторялки»
Паша и Маша. Кто шел и что нашел?
Слова: Паша шел, шел, шел и опушку нашел, а Маша шла, шла, шла и лягушку нашла.
(кадушка-катушка, кушетка-мишутка, домишка-малышка, букашка-
мальчишка)
«Что в шкафу?»
Что в шкафу у бабушки? Что в шкафу у дедушки?
Слова: у бабушки в шкафу кашка, а у дедушки в шкафу чашка.
(штанишки-книжки, ложка-кошка, мышка-пышка, подушка-пушка,
машина-шина)
«Назови и перепрыгни»
Картинки раскладываются в ряд, нужно придумать предложение про эту картинку, четко его назвать и забрать картинку себе.
Выигрывает тот, кто больше соберет картинок, ни разу не ошибется и проговорит все четко и внятно.
«Исправь ошибку – найди картинку»
Слушай внимательно, если ошибусь – исправь меня.
Переверни карточку, которую ты назвал, картинкой вниз.
Кофе, пей Колю.
У колена болела Оля.
Каноэ купило кузину.
Коля и канава копали Ваню.
Ели Нину калина и Коля.
Коза купила Колю, а конь купил Капу.
( картинки: кофе, колено, каноэ, канава, калина, Коля)
Игровые приемы для автоматизации звука в чистоговорках, скороговорках, стихах, загадках.
«Вытяни карточку»
Игра содержит карточки с детским фольклором (считалки, дразнилки, заклички, чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки, без которого невозможно представить детские игры и ребячью жизнь.
Ребенок должен вытянуть карточку и произнести все предметы на картинке, в названии которых встречается заданный звук. Затем повторить за логопедом чистоговорку или скороговорку, стихотворение, загадку.
Начинать лучше с чистоговорок, так как они легки для усвоения.
Скороговорки проговаривать сначала в медленном, а затем в быстром темпе.
Стихи – основной материал для заучивания.
Загадки вносят разнообразие в наши занятия.
Используемая литература:
1. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков : пособие для воспитателей, логопедов и родителей – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.
2. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Автоматизация звуков у детей : дидактический материал для логопедов – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016.
3. Л. А. Комарова. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.
4. Мусиенко О. В. Речевые тренажеры «Говоряшки». Часть 1 «Звуки». – Казань, 2017.
5. Л. Е. Кыласова. Коррекция звукопроизношения у детей : дидактические материалы – Волгоград: Учитель.