Мария Гаврикова
Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые нарушения у детей с УО и ЗПР
Для обозначения несформированности речи как системы у умственно отсталых детей рекомендуются следующие формулировки логопедического заключения (для дошкольников 5—7 лет).
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- УО, умственная отсталость. Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
2. Системное недоразвитие речи средней степени
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).
3. Системное недоразвитие речи легкой степени
Логопедическая характеристика: полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
Нарушения речи у детей с ЗПР
Нарушения речи при ЗПР обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности, носят системный характер и затрагивают многие стороны речевой системы.
Недоразвитие речи системного характера (НРСХ) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Выделяют 3 уровня речевого развития:
Недоразвитие речи системного характера, I уровень речевого развития:
полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие (может быть нарушено до 20 звуков). Отмечаются все типы нарушений: искажение, отсутствие, замены, смешение звуков;
грубое недоразвитие фонематического восприятия. Доступно различение только неречевых звуков. Не сформирован звуковой анализ и синтез;
ограниченный словарный запас (до 50 слов). Дети способны воспроизвести одно-, двухсложные слова. Отмечаются элизии;
не сформировано словообразование. В речи используют облегченные слова, звукоподражания, пользуются вербальными средствами общения. На верхней границе появляется фраза. В речи отсутствуют предлоги;
отсутствие связной речи;
грубое нарушение понимания речи.
Недоразвитие речи системного характера, II уровень речевого развития:
полиморфное или мономорфное нарушение произношения (нарушено от 2 до 15 звуков);
недоразвитие фонематического восприятия, различают звуки далекие по акустико-артикуляторным характеристикам, не сформирован звуковой анализ и синтез;
ограничен словарный запас, встречаются все типы нарушения слоговой структуры слова в трехсложных словах, элизии в четырехсложных словах;
в речи используют все части речи, сокращается количество диффузных слов и звукоподражания. Используют в речи полные и аморфные слова. При построении фразы пропускают главные и второстепенные члены предложения;
словообразования заменяется словоизменением;
недостаточно сформирована связной речи.
Недоразвитие речи системного характера, III уровень речевого развития:
полиморфное или мономорфное нарушение произношения;
недоразвития фонематического восприятие, способны выделить звук из состава слова, имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков в словах;
словарный запас ограничен;
в спонтанной речи отмечаются аграмматизмы, выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;
в пересказах отмечаются пропуски смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения.
Образовательные потребности ребёнка с ЗПР - индивидуально-дифференцированный подход к формированию образовательных умений и навыков; - целенаправленное формирование социальной компетентности, развитие форм и средств общения; - формирование функционального базиса для развития мышления и речи; - развитие когнитивных функций; - развитие всех компонентов речи, языковой компетентности; словесной регуляции действий; - совершенствование психомоторных функций; - щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок.
ТНР при УО и ЗПР
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Основным критерием отнесения речевого нарушения к группе тяжелых является невозможность ребенка осваивать программу массового образовательного учреждения (дошкольного и школьного) без специальной логопедической помощи.
К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная, тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи при органическом поражении ГМ (моторная, сенсорная).
Механическая дислалия - неправильное воспроизведение звуков, имеющее органическую основу.
Дизартрия - нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата при поражении ЦНС.
Ринолалия – гнусавость (расщелина неба).
Афазия – распад речи частичный или тотальный при поражении ЦНС.