Наталья Молькова
Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 1)
▼ Скачать +Заказ
Практика работы с детьми с ОНР показывает, что у этих детей очень часто наблюдается бедность словаря, значительное отставание от нормы. Дети затрудняются в подборе слов-признаков, с трудом образовывают существительные в уменьшительно-ласкательной форме, не могут подбирать слова-антонимы, синонимы и т. д. Для работы по данной проблеме я решила использовать игровые технологии. Ведь использование в работе игровых технологий способствует предупреждению фиксирования ребенка на своем дефекте; ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки; так как весь материал в речевых играх преподносится в игровой, доступной форме, интерес к предложенным заданиям у детей не пропадает, что способствует многократному повторению материала и его лучшему усвоению.
Публикация «Речевые игры как средство преодоления недостатков в развитии лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (часть 1)» размещена в разделах
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В основу разработанного комплекса игр была положена методика Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., которую дополнили игровыми упражнениями наиболее эффективными на наш взгляд. Работа проходила по трем направлениям, в работе над которыми у детей возникали наибольшие трудности:
– образование и усвоение существительных в уменьшительной форме;
– образование относительных прилагательных от существительных и их употребление в речи;
– подбор слов с противоположным значением.
Данные игры и упражнения можно проводить с детьми в разных режимных моментах: на занятиях, во время одевания на прогулку, перед обедом, на прогулке, утром и вечером в совместной деятельности.
Их использование в работе с детьми дало свои результаты. Речь детей стала более яркой, эмоционально окрашенной. В ней появились слова-антонимы, дети стали больше использовать прилагательные, в том числе относительные, образование которых ранее вызывало большие трудности; чаще стали употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Разработанный комплекс игр может быть использован в работе воспитателями, учителями-логопедами, а так же родителями для занятий с детьми.
I направление
Упражнение № 1 «В гостях у гномика Васи».
Цель: учить детей вслушиваться и понимать изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом.
Материал: игрушка – гномик, картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Воспитатель: Мы пришли в гости к гному Васе (показывает игрушку). Он очень маленький и его можно ласково назвать – гномик. Был у него не дом (показывает картинку, а маленький домик (картинка). Вокруг дома был посажен не сад, а маленький садик. На крылечке сидел не кот, а маленький котик, у него был не хвост, а маленький хвостик. Сам гномик был маленький (Далее воспитатель предлагает детям помочь ему рассказать, каким был гномик.).
У него был не нос, а маленький (носик); не глаз, а маленький (глазик); не лоб, а (лобик); не рот, а (ротик). Гномик был очень веселый. Больше всего он любил играть в маленький (мячик). Давайте подарим ему на прощание мячик.
Упражнение № 2 Игра с мячом «Большой – маленький».
Цель: учить детей подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме с суффиксом –ик-.
Воспитатель: ребята, сегодня мы поиграем в игру «Большой – маленький». Я буду бросать вам мячик и называть предмет, а вы будете называть такой же предмет, только маленький и бросать мяч обратно.
Далее дети образуют существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом от слов: дом, нос, хвост, карандаш, куст, халат, лист, таз, сад, клюв, гвоздь, лоб, глаз, рот.
Упражнение № 3 «Покупки».
Цель: учить детей образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с суффиксом –чик-.
Материал: игрушка – гном, картинки с изображением предметов мебели, одежды, посуды.
Воспитатель: малыш гном решил пойти за покупками. Давайте поможем гномику приобрести нужные ему вещи. Но не забудьте, что он маленький и покупки у него будут маленькие.
Пришел гномик в отдел мебели. Он решил купить удобный маленький (логопед показывает картинку, а дети образуют нужное слово…диванчик, красивый (столик) и маленький (стульчик). Для одежды ему нужен не шкаф, а (шкафчик). Потом пошел в отдел посуды и купил разноцветный маленький (стаканчик). В отделе одежды он подобрал себе новый (костюмчик). Вот сколько полезных покупок сделал Вася.
Далее воспитатель предлагает вспомнить, что было куплено в магазине. При назывании предметов он выделяет голосом (интонирует) суффикс –чик-, а дети определяют общую часть в словах. Делается вывод: маленькие предметы часто называются словами, в которых есть «частичка» -чик-.
Упражнение № 4 «Найди и назови все маленькое».
Цель: учить детей образовывать и использовать в речи существительные в уменьшительно-ласкательной форме с суффиксами –ик-, -чик-.
Материал: картинки с изображением больших и маленьких предметов.
Воспитатель: ребята, посмотрите на эти картинки и выберите только те, где изображены маленькие предметы.
Предлагаются картинки: кот – котик, мяч – мячик, шар – шарик, дом - домик, гвоздь – гвоздик, лист – листик, забор – заборчик, бокал – бокальчик, блин – блинчик, вагон – вагончик, костюм – костюмчик, шкаф – шкафчик, огурец – огурчик.
После этого воспитатель показывает картинку с изображением большого предмета и называет его, а ребенок показывает картинку с изображением маленького предмета и называет его.
Воспитатель: это мяч.
Ребенок: это мячик.
Упражнение № 5 «Путешествие в сказочную страну».
Цель: учить детей подбирать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с суффиксом –к-.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в сказочную страну, где живут очень ласковые и добрые люди. Готовы? Тогда закрываем глаза, а я произнесу волшебные слова: «Абра – кадабра, сим – салабим! Ну вот мы и на месте. Здесь все жители разговаривают на волшебном языке и все предметы называют ласково: лапа – лапка, мышь – мышка. Давайте я буду называть слово, а вы будете говорить его на волшебном языке.
( Дети образуют слова в уменьшительно форме от слов: яблоня, туча, лошадь, ночь, шуба, береза, корова, синица, капля, книга, рука, птица).
Воспитатель: вот мы и научились говорить на волшебном языке. А теперь нам пора домой (произносит волшебные слова).
Ребята, вспомните волшебный язык и определите общую «частичку» во всех словах (суффикс –к-) Эта частичка помогла нам называть слова ласково.
Упражнение № 6 «Волшебный колокольчик».
Цель: упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно -ласкательной форме с суффиксом –к- и активизировать их употребление в речи.
Материал: колокольчик.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам волшебный колокольчик. Сейчас я буду называть слово, а вы будете подбирать к нему ласковое слово. Если слово будет подобрано верно, то колокольчик будет звенеть.
(Далее дети образовывают уменьшительно – ласкательную форму от слов: печь, свеча, страница, бумага, нога, тетрадь, осина, машина, рябина, мышь).
Упражнение № 7 «Ласковые имена».
Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –очк-, - ечк-, -оньк-, -еньк-.
Воспитатель: пришел однажды гномик Вася на детскую площадку, где играли девочки и мальчики. Гномик решил с ними познакомиться. А так как дети ему очень понравились, он решил называть их всех ласково, например, Аня – Анечка, Маша – Машенька, Дима – Димочка. Давайте поможем гномику познакомиться с ребятами.
( Далее дети образуют уменьшительно-ласкательную форму от слов: Оля, Ваня, Таня, Соня, Даша, Миша, Надя, Коля, Ира, Петя, Алиса. Если форма образована ребенком неправильно, логопед помогает, затем ребенок повторяет правильную форму).
Упражнение № 8 «Волшебная палочка».
Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, - оньк-, -еньк-, -ечк-, понимать значение данных суффиксов.
Материал: «волшебная палочка».
Воспитатель: Ребята, у меня для вас сюрприз. Я принесла на занятие волшебную палочку. К кому я прикоснусь этой палочкой, тот становится добрым, ласковым и говорит только ласковые слова. Вот посмотрите. Я скажу слово лента, а ты (дотрагивается до ребенка) скажешь ласково (ленточка).
( далее дети образуют аналогично уменьшительную форму от слов: клумба, звезда, тумба, верба, вода, коса, сестра, дочь, тетя, мама, дорога, рука, нога).
Воспитатель просит детей найти в словах «частички», которые помогают называть слова ласково.
Упражнение № 9 «Подскажи словечко».
Цель: учить детей образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с суффиксами –ушк-, -ышк-, -иц-,-ец-, -ц-.
Материал: набор картинок.
Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет и предлагает детям подсказать ей, как можно ласково его назвать. За каждый правильный ответ ребенку выдается жетончик. У кого к концу игры самое большое количество жетонов, тот получает «медаль победителя».
Предлагаемые слова: солнце, дерево, соловей, скворец, голова, перо, зерно, стекло, гнездо, лужа, земля, роща, мыло, зеркало, одеяло, хлеб, письмо.
(Если ребенок образует форму не правильно, логопед предлагает подумать еще, затем называет правильную форму, а ребенок ее повторяет).
Упражнение № 10 «В гостях у куклы Маши».
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизировать их употребление в речи.
Материал: кукла Маша, игрушечная мебель, посуда, одежда.
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от куклы Маши, она приглашает нас к себе в гости. Пойдем? (да.). Кукла маленькая, ее можно назвать куколка. А как ласково назвать ее по имени? (Машенька). Все предметы у нее в домике тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
(В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно- ласкательные формы существительных: стул, стол, шкаф, кровать, диван, платье, туфли, бант, ваза, чашка, салфетка, тарелка, ложка, вилка, печенье, яблоко, конфета).
Упражнение № 11. «Сравнение внешности гномика и человека».
Цель: упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: картинка с изображением гнома и человека.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. На ней изображен гномик Вася со своим другом. Они такие разные. Давайте попробуем их сравнить. У человека нос, а у гномика – носик, у человека глаз, у гномика – глазик и т. д. ( предлагается образовать уменьшительно-ласкательные формы от слов: лоб, ухо, рука, нога, шея, шапка, кофта, брюки, рубаха, ботинки, носки).
Упражнение № 12 «Магазин».
Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Материал: игрушки.
Воспитатель: У нас открывается необычный магазин. Все товары здесь продаются не за деньги, а за ласковые слова. (дети подходят к продавцу, называют ласково предмет, который хотят купить.