Бутова Алена
Мастер-класс по формированию психологической культуры педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие развитию у педагогов психологической культуры.
Задачи:
- развитие навыков познания особенностей межличностных отношений;
-содействие развитию у педагогов навыков профессионального педагогического общения и развитие личностного и профессионально-творческого самосознания;
-продолжать формировать умение сообразовывать свое поведение с действиями других людей и со своим внутренним миром, со своими потребностями;
- профилактика профессионального выгорания.
Материалы:
Маркеры, стол, стулья, заготовка для создания уголка настроения, бумажные самолетики, ручки.
Ход
Темочки:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Перед началом мастер-класса я попрошу вас ответить на несколько вопросов, но невербально, а выполняя определенные действия.
• если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
• если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
• если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
• если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, кивните головой.
- Согласитесь, выполняя эти задания, вы буквально за пару минут узнали что-то новое о себе и о ваших коллегах, об их личностных качествах.
Личностные качества педагога, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка.
Для профессионального развития педагогам, прежде всего, следует знать психологические особенности детей разного возраста, и в своей деятельности они должны (и это является необходимым условием) учитывать эти психологические особенности, т. к. их отношение к образовательной деятельности, к личности самого педагога и вообще к взрослым в разные возрастные периоды детства существенно различаются. Продемонстрирую пример того, как воспитатель не увидел в ребенке его индивидуальности (отрывок из мультфильма «Комаров»). А вот этот фрагмент демонстрирует то, как должен относиться педагог к своей профессии, как строить процесс общения с ребенком, учитывая их возраст (отрывок из «Джентльмены удачи»).
Профессия педагога – это одна из тех профессий, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему она должна быть не только деятельностью, но и призванием. Два противоположных отношения к профессии (Отрывки из «Карлсона» и «Усатый нянь»). Поэтому подходить к выбору нужно осознанно.
Приглашаю на сцену 3 участников.
Упражнение 1. «Приветствие»
Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.
Задание: приветствие партнера по общению улыбкой.
Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам на бумажках я раздам задания с разными вариантами улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю. Ваша задача угадать, какая улыбка была вам адресована.
Анализ упражнения: какую улыбку приятнее всего получать при встрече?
Упражнение 2 «Что написано на карточке?»
Современному педагогу чрезвычайно важно уметь понимать невербальные сигналы, без которых невозможно полноценное общение. Поэтому следующее упражнение поможет нам потренироваться в умении «читать» невербальные знаки. У меня в руках несколько карточек. На них написаны названия различных предметов, событий, понятий. Я прикреплю карточку на спину кому-то одному из вас, но сделаю это так, чтобы участник не видел надписи. Вы же должны помочь понять этому участнику, что нарисовано на этой картинке, но не используйте слов, используйте невербальные средства общения.
Примеры задач: «младенец», «утренняя гимнастика», «полка с игрушками», «день рождения», «новичок в группе», «кабинет заведующего», «влюбленная девушка», «дорожная сумка», «городской автобус».
Упражнение 3 «Противостояние»
Цель — показать участникам группы, что резкий и громкий голос, позиция «над партнером» по общению отпугивает собеседника, мобилизует его сопротивление, вызывает негативные чувства.
Педагоги распределяются по парам и решают, кто будет первым участником, а кто вторым. Они должны вступить в воображаемый спор. Первый — «обвинитель»: он стоит рядом со вторым и постоянно повторяет: «Нет, это вы делаете не так (неправильно!», при этом указывая на собеседника указательным пальцем. Второй садится на маленький стульчик и повторяет: «Это не я!» Оба участника должны пользоваться только этими фразами, произнося их по очереди (не важно, при этом кто начинает). Эти фразы нужно произносить сначала тихо, потом громко, затем гневно, обвиняя, угрожающе в сочетании с гневной позой. При выполнении этого упражнения необходимо поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда психолог скажет: «Стоп!», участники должны закончить выполнение упражнения, пожать друг другу руки и поблагодарить за участие. Затем участники меняются местами.
После игры педагоги делятся своими ощущениями, отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства испытывает к вам ребенок, когда вы находитесь в роли обвинителя? Что хочется сделать?».
Для более эффективного взаимодействия взрослого с ребёнком педагог должен строить процесс общения в формате «личностно-ориентированного общения», «диалогического общения», т. е. общение на равных.
Упражнение 4 «Создание уголка настроения»
Давайте подойдем к столу. Давайте попробуем создать уголок настроения из предложенных материалов.
Участники выполняют – я проговариваю: дети гораздо больше, чем взрослые, подвержены переменам настроения. Их легко как развеселить, так и огорчить. Поскольку они еще мало знают себя и не умеют владеть своим поведением. Для формирования психологической стабильности ребенка пригодятся уголки настроения. Такие тематические зоны дают ребенку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.
Давайте продемонстрируем получившийся уголок настроения.
Задаю вопросы:
-для какого возраста этот уголок настроения подойдет?
-а можно применять такие уголки в работе со взрослыми?
-облегчит ли это процесс общения с родителями, коллегами, педагогами?
Подводя итог сегодняшнему мастер-классу, я попрошу всех его участников взять эти бумажные самолетики и написать на них свои впечатления от нашей встречи. А теперь поделитесь своими впечатлениями со зрительным залом, запустите самолетики.
Ну а всем спасибо за внимание. Я уверена, каждый из нас может вынести из мк что-то полезное для себя.