Ольга Яковлева
Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОВНЕ СЛОВА
1. «Слоговые полоски»
Цель: обучение слоговому анализу слов.
Ход: Каждый ребенок делит заданное слово или название предъявленной картинки по слогам известными ему способами и с помощью вертикальных разграничителей делит всю полоску-слово на просчитанное количество частей. В таком виде полоска предъявляется логопеду.
Публикация «Речевые игры, Игровые приемы на уровне слова» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Методические рекомендации: Слоговые полоски раздаются каждому ребенку группы, что позволяет логопеду одновременно проследить за темпом выполнения задания, определить степень усвоения материала группой в целом и конкретными детьми. Предлагаемые слова-картинки могут варьироваться с учетом звуконаполняемости слов, структурой самого слога, длиной слогового контура с целью индивидуального под- хода в коррекции речи. Для достижения максимальной самостоятельности в выполнении задания нужно разнообразить раздаточный материал по содержанию. С целью обогащения словарного запаса рекомендуется включать в игры со слоговой полоской слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия.).
2. «Зашифрованные слова»
Цель: профилактика нарушений слоговой структуры слова (элизий, итераций, контаминации, перестановки слогов).
Ход:
Вариант 1. Детям предлагаются картинки и выражается просьба «разгадать» их названия, заколдованные героем сказки (сказанные Торопыжкой, подписанные Незнайкой и т. д.). Логопед зачитывает «непонятное письмо», в котором звуки и слоги в словах используются хаотично. Например: посаги (сапоги, спутенъш (ступеньки, мосалет (самолет, катрошха (картошка, ковровка (коровка) и т. д.
Вариант 2. Наглядный материал не используется. Определяется тема, в рамках которой «запутались слова», либо угадывание в контексте. Например: «Это одежда. Маша-растеряша потеряла свой расафан (сарафан). Ребята, что потеряла Маша?»
Вариант 3. Загадываются произвольные слова. Дети, опираясь на имеющийся словарный запас и слуховую память на линейный ряд, называют слово.
Методические рекомендации: Данный прием используется в качестве «разминки» в начале занятия при закреплении обобщающих понятий, при отработке слов, относящихся к разным частям речи. Для повышения интереса можно задания воспроизводить, подражая голосам героев сказок.
3. «Определили порядок гласных»
Цель: профилактика нарушений слоговой структуры слова, закрепление соотношения звука с обозначаемой его буквой.
Ход:
Вариант 1. Детям раздаются индивидуальные карточки с картинками и двумя схемами слов. С помощью карандаша требуется соединить слово-картинку с подходящей схемой.
Например:
а у У а
фартук рука
парус утка
арбуз булка
паук пушка
галстук туча
пастух сумка
Вариант 2. Схемы слов с указанным порядком гласных расположены на стенде логопеда. Дети группы делятся на две команды, каждая из которых подбирает картинки, разложенные на ковре, под определенную схему.
Вариант 3. Схемы слов (демонстрационные) на стенде логопеда. У каждого ребенка на столе по две картинки, названия которых подходят к представленным схемам-словам. Детям предлагают поставить картинки под соответствующие схемы.
Методические рекомендации: Дети должны четко проговаривать названия картинок, выделяя голосом гласные звуки. Если требуется, прохлопывать слоги, акцентируя хлопком слуховое внимание на гласных. Варианты 2 и 3 используются на фронтальных занятиях, вариант 1 — на любом виде занятия и в свободной деятельности.
4. «Звукоежка», «Слогоежка»
Цель: звуковой и слоговой анализ и синтез слов, развитие моторики рук.
Ход:
Вариант 1. Дети пальцами «идут» по дорожке картинок, выделяя в них первый звук (слог) и соединяя в слово. В конце дорожки делается движение руками, имитирующее окончание слова (составили и «съели» его на память).
Вариант 2. Дети пальцами «идут» по столу, по руке (от плеча к подушечкам пальцев каждой руки, проговаривая по слогам название представленной ортинки со сложно-слоговым контуром или большой звуконаполняемостью. Например, многоэтажный, сковорода, библиотека, Дмитриевна, Ярославль.
Методические рекомендации:
При проведении варианта 1 используется раздаточный материал, на начальном этапе предлагаются одинаковые дорожки для совместного хорового «поедания» слов. В дальнейшем предлагаются варианты дорожек с различными словами, возможно с учетом труднопроизносимых слов для конкретного ребенка.
При проведении варианта 2 логопед может пользоваться известным набором труднопроизносимых слов, но (что важнее) лучше отрабатывать слова (на начальном этапе игры, записанные за детьми в ходе диагностики, индивидуальных и подгрупповых занятий, в повседневной деятельности.
5. «Найди ошибку»
Цель: развитие фонематических представлений.
Ход: Детям предлагается рассмотреть предметы, соединенные с синим (красным) шариком, либо картинки, соединенные с синей (красной) фишкой. Цвет шарика или фишки относится к обозначению первого звука в названиях предметов (картинок). Требуется объяснить правильность или ошибочность предложенного соединения.
Методические рекомендации: Игра проводится в первом периоде обучения старшей логопедической группы, и оречевление своих умозаключений вызывает у детей дополнительные трудности. Поэтому вначале предлагается использовать совместно проговариваемые шаблоны ответов. Возможно объединение картинок (предметов) одной лексической темой.
6. «Волшебный коврик»
Цель: развитие фонематических представлений.
Ход:
вариант 1. Детям раздаются части рисунка ковра определенного цвета.
Логопед называет слово, дети определяют первый звук в слове и кладут на игровое поле часть ковра, название цвета которой соответствует этому звуку.
Вариант 2. Детям раздаются различные геометрические фигуры. Узор на ковре выкладывается таким образом, чтобы последний звук в названии геометрической фигуры соответствовал последнему звуку предлагаемого логопедом слова.
Методические рекомендации: На одно слово логопеда выкладывается одна часть ковра. При одинаковых по цвету или форме частях включается в построение узора тот ребенок, кто первым выделил нужный звук. На фронтальные занятия выносится крупный рисунок ковра, слова используются знакомые и понятные детям. На индивидуальных и подгрупповых занятиях рекомендуется обогащать словарь детей по лексическим темам, используя мало известные детям слова.
7. «Собери букет»
Цель: упражнение в слоговом анализе слов, развитие мышления, слухового внимания.
Ход: Детям предлагают составить букет из известных цветов (колокольчик, роза, ромашка, мак и т. д.). Логопед называет свои слова, а дети делят их на слоги. В вазу ставится цветок, название которого по количеству слогов соответствует названному логопедом слову.
На одно слово логопеда выкладывается только один цветок тем ребенком, который первым осуществил слоговой анализ слов.
8. «Дорожки грамотеев»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких согласных.
Ход: Детям предлагают соединить гласные буквы Я, Ю, Е, Ё с теми картинками, в названии которых они пишутся. Аналогично с гласными буквами А, О, У, Э.
Поэтому можно предложить прочитать сначала слоги на парашютах либо сначала на островах. Это позволяет составлять слова не методом «проб и ошибок», а прогнозировать слово, определять последовательность слогов.
10. «Найди ударную гласную»
Цель: выделение ударной гласной в словах, звукобуквенный анализ и синтез слов, развитие слухового и зрительного внимания.
Ход:
Вариант 1. Перед детьми выставляется слоговая дорожка. Логопед произносит ее, выделяя голосом один из слогов. Ведущий «волшебным молотком» ударяет по гласной, которая слышалась дольше и громче.
Вариант 2. Дети составляют слова из предложенных букв и слогов и определяют ударную гласную.
Методические рекомендации: Необходимо (особенно на начальном этапе знакомства с игрой) выделять ударную гласную хором, только девочками, только мальчиками, по рядам, индивидуально (спрашивать тех детей, которые часто допускают ошибки такого плана). После отработки варианта 1 игру можно усложнить: предложить выбрать картинки (предметы, названия которых соответствуют произнесенному логопедом ритмическому рисунку слова.
Например: х — х — X (барабан, х — X — х (корова, X - х (аист).