МААМ-картинки

Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова

Ольга Яковлева
Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова
▼ Скачать + Заказать документы

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОВНЕ СЛОВА

1. «Слоговые полоски»

Цель: обучение слоговому анализу слов.

Ход: Каждый ребенок делит заданное слово или название предъявленной картинки по слогам известными ему способами и с помощью вертикальных разграничителей делит всю полоску-сло­во на просчитанное количество частей. В таком виде полоска предъявляется логопеду.

Публикация «Речевые игры, Игровые приемы на уровне слова» размещена в разделах

Методические рекомендации: Слоговые полоски раздаются каждому ребенку группы, что позволяет логопеду одновременно проследить за темпом выполнения задания, определить степень усвоения материала группой в целом и конкретными детьми. Предлагаемые слова-картинки могут варьироваться с учетом звуконаполняемости слов, струк­турой самого слога, длиной слогового контура с целью индивидуального под- хода в коррекции речи. Для достижения максимальной самостоятельности в вы­полнении задания нужно разнообразить раздаточный материал по содержанию. С целью обогащения словарного запа­са рекомендуется включать в игры со слоговой полоской слова, относящиеся к различным частям речи (существи­тельные, глаголы, прилагательные, на­речия.).

2. «Зашифрованные слова»

Цель: профилактика нарушений сло­говой структуры слова (элизий, итераций, контаминации, перестановки слогов).

Ход:

Вариант 1. Детям предлагаются картинки и выражается просьба «раз­гадать» их названия, заколдованные героем сказки (сказанные Торопыжкой, подписанные Незнайкой и т. д.). Лого­пед зачитывает «непонятное письмо», в котором звуки и слоги в словах ис­пользуются хаотично. Например: посаги (сапоги, спутенъш (ступеньки, мосалет (самолет, катрошха (картошка, ковровка (коровка) и т. д.

Вариант 2. Наглядный материал не используется. Определяется тема, в рамках которой «запутались слова», либо угадывание в контексте. Например: «Это одежда. Маша-растеряша потеряла свой расафан (сарафан). Ребята, что потеряла Маша?»

Вариант 3. Загадываются произволь­ные слова. Дети, опираясь на имеющийся словарный запас и слуховую память на линейный ряд, называют слово.

Методические рекомендации: Данный прием используется в каче­стве «разминки» в начале занятия при закреплении обобщающих понятий, при отработке слов, относящихся к разным частям речи. Для повышения интереса можно задания воспроизводить, под­ражая голосам героев сказок.

3. «Определили порядок гласных»

Цель: профилактика нарушений сло­говой структуры слова, закрепление соотношения звука с обозначаемой его буквой.

Ход:

Вариант 1. Детям раздаются индивидуальные карточки с картинками и двумя схемами слов. С помощью карандаша требуется соединить слово-картинку с подходящей схемой.

Например:

а у У а

фартук рука

парус утка

арбуз булка

паук пушка

галстук туча

пастух сумка

Вариант 2. Схемы слов с указан­ным порядком гласных расположены на стенде логопеда. Дети группы делятся на две команды, каждая из которых подбирает картинки, разложенные на ковре, под определенную схему.

Вариант 3. Схемы слов (демон­страционные) на стенде логопеда. У каждого ребенка на столе по две картинки, названия которых подходят к представленным схемам-словам. Детям предлагают поставить картинки под соответствующие схемы.

Методические рекомендации: Дети должны четко проговаривать названия картинок, выделяя голосом гласные звуки. Если требуется, прохлопы­вать слоги, акцентируя хлопком слуховое внимание на гласных. Варианты 2 и 3 используются на фронтальных занятиях, вариант 1 — на любом виде занятия и в свободной деятельности.

4. «Звукоежка», «Слогоежка»

Цель: звуковой и слоговой анализ и синтез слов, развитие моторики рук.

Ход:

Вариант 1. Дети пальцами «идут» по дорожке картинок, выделяя в них первый звук (слог) и соединяя в слово. В конце дорожки делается движение руками, имитирующее окончание слова (составили и «съели» его на память).

Вариант 2. Дети пальцами «идут» по столу, по руке (от плеча к подушечкам пальцев каждой руки, проговаривая по слогам название представленной ортинки со сложно-слоговым контуром или большой звуконаполняемостью. Например, многоэтажный, сковорода, библиотека, Дмитриевна, Ярославль.

Методические рекомендации:

При проведении варианта 1 использу­ется раздаточный материал, на начальном этапе предлагаются одинаковые дорожки для совместного хорового «поедания» слов. В дальнейшем предлагаются ва­рианты дорожек с различными словами, возможно с учетом труднопроизносимых слов для конкретного ребенка.

При проведении варианта 2 ло­гопед может пользоваться известным набором труднопроизносимых слов, но (что важнее) лучше отрабатывать слова (на начальном этапе игры, записанные за детьми в ходе диагностики, инди­видуальных и подгрупповых занятий, в повседневной деятельности.

5. «Найди ошибку»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход: Детям предлагается рассмотреть предметы, соединенные с синим (крас­ным) шариком, либо картинки, со­единенные с синей (красной) фишкой. Цвет шарика или фишки относится к обозначению первого звука в названиях предметов (картинок). Требуется объ­яснить правильность или ошибочность предложенного соединения.

Методические рекомендации: Игра проводится в первом периоде обучения старшей логопедической груп­пы, и оречевление своих умозаключений вызывает у детей дополнительные труд­ности. Поэтому вначале предлагается использовать совместно проговари­ваемые шаблоны ответов. Возможно объединение картинок (предметов) одной лексической темой.

6. «Волшебный коврик»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход:

вариант 1. Детям раздаются части рисунка ковра определенного цвета.

Логопед называет слово, дети опреде­ляют первый звук в слове и кладут на игровое поле часть ковра, название цвета которой соответствует этому звуку.

Вариант 2. Детям раздаются раз­личные геометрические фигуры. Узор на ковре выкладывается таким обра­зом, чтобы последний звук в названии геометрической фигуры соответствовал последнему звуку предлагаемого лого­педом слова.

Методические рекомендации: На одно слово логопеда выкладыва­ется одна часть ковра. При одинаковых по цвету или форме частях включается в построение узора тот ребенок, кто первым выделил нужный звук. На фрон­тальные занятия выносится крупный рисунок ковра, слова используются знакомые и понятные детям. На ин­дивидуальных и подгрупповых занятиях рекомендуется обогащать словарь детей по лексическим темам, используя мало известные детям слова.

7. «Собери букет»

Цель: упражнение в слоговом анали­зе слов, развитие мышления, слухового внимания.

Ход: Детям предлагают составить букет из известных цветов (колокольчик, роза, ромашка, мак и т. д.). Логопед называет свои слова, а дети делят их на слоги. В вазу ставится цветок, название кото­рого по количеству слогов соответствует названному логопедом слову.

На одно слово логопеда выкладыва­ется только один цветок тем ребенком, который первым осуществил слоговой анализ слов.

8. «Дорожки грамотеев»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация твердых и мягких согласных.

Ход: Детям предлагают соединить гласные буквы Я, Ю, Е, Ё с теми картинками, в названии которых они пишутся. Анало­гично с гласными буквами А, О, У, Э.

Поэтому можно предложить прочитать сначала слоги на парашютах либо снача­ла на островах. Это позволяет составлять слова не методом «проб и ошибок», а прогнозировать слово, определять последовательность слогов.

10. «Найди ударную гласную»

Цель: выделение ударной гласной в словах, звукобуквенный анализ и синтез слов, развитие слухового и зрительного внимания.

Ход:

Вариант 1. Перед детьми выстав­ляется слоговая дорожка. Логопед про­износит ее, выделяя голосом один из слогов. Ведущий «волшебным молотком» ударяет по гласной, которая слышалась дольше и громче.

Вариант 2. Дети составляют сло­ва из предложенных букв и слогов и определяют ударную гласную.

Методические рекомендации: Необходимо (особенно на началь­ном этапе знакомства с игрой) выде­лять ударную гласную хором, только девочками, только мальчиками, по рядам, индивидуально (спрашивать тех детей, которые часто допускают ошибки такого плана). После отработки варианта 1 игру можно усложнить: пред­ложить выбрать картинки (предметы, названия которых соответствуют про­изнесенному логопедом ритмическому рисунку слова.

Например: х — х — X (барабан, х — X — х (корова, X - х (аист).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Играйте с детьми в речевые игры» К пяти годам становится возможным узнавание звука в слове,а так же подбор слов с заданным звуком,то есть развиваются простейшие формы звукового.

Речевые игры для детей первой младшей группы Приведу пример некоторых игр, которые я приблизила к стандарту (создание проблемных ситуаций) и которыми теперь пользуются педагоги нашего.

Речевые игры для детей второй младшей группы. ОБВЕДИ И НАЗОВИ Цель: учить детей комментировать свои действия, развивать мелкую моторику рук, обогащение словаря. Ребенок обводит с помощью.

Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…»Речевые игры для индивидуальной работы с детьми. Дидактические игры «Домик для слова», «Игры с трафаретами…» "Домик для слова" Цель игры: научить ребёнка определять первый и последний звуки слова и количество слогов в слове. Оборудование: заламинированный.

Речевые игры для психологической настройки дошкольников Цель: созда-ние в гру-ппе поло-жительного эмоциональн-ого фона, атмо-сферы доброж-елательности и защ-ищенности. Очень важ-но пров-одить.

Речевые игры и упражнения по теме «Электрические приборы» Речевые игры и упражнения по теме «Электрические приборы» Автор-составитель: Л. В. Абалмазова, учитель-логопед МБДОУ ЦРР-детский сад № 5.

Речевые игры и упражнения по теме «Животные жарких стран» Лексическая тема: «Животные жарких стран». Задание 1. Родителям рекомендуется: — показать ребенку картинки с изображением диких животных,.

Речевые игры со звучащими жестами Методики: Т. Тютюнниковой Т. Боровик К. Орфа Цель: развитие музыкально - речевого творчества детей. Задачи: 1. Коррекционные: развивать.

Речевые игры и упражненияРечевые игры и упражнения ФИО автора Назаренко Светлана Владимировна Должность Воспитатель Реализация ФГОС дошкольного образования требует от воспитателя иных подходов.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова
Опубликовано: 17 октября 2017 в 21:31
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевые игры. Игровые приемы на уровне слова» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Яковлева (УИ 382001) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД