Светлана Назаренко
Речевые игры и упражнения
▼ Скачать + Заказать документы
ФИО автора
Назаренко Светлана Владимировна
Должность
Воспитатель
Реализация ФГОС дошкольного образования требует от воспитателя иных подходов к организации образовательной деятельности. Я использую игру, как емкий прием обучения дошкольников. Ведь игра – это ведущий и наиболее ценный вид деятельности дошкольника. Играя, ребенок свободно и с удовольствием познает и осваивает мир во всей его полноте. Вовлекая мягко и ненавязчиво ребенка в игру, эффективно решаю образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
Публикация «Речевые игры и упражнения» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В своей практике использую различные игры : речевые, развивающие, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Каждая игра уникальна.
Предлагаю вашему вниманию речевую игру «Лесные жители» разработанную для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Можно проводить в режимном моменте, как часть непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности. В основе деятельности взяты речевые игры.
Методическая разработка речевой игры «Лесные жители»
Цель: создание условий для познавательно – речевого развития детей.
Задачи:
Образовательные: Уточнение и расширение знаний о лесных животных. Закрепление представлений о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Развивающие: Развитие мышления, речевого творчества, координации речи с движением, связной речи.
Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Материал: шапочки зверей: лиса, лисенок, медведица, медвежонок, зайчиха, зайчонок, ежиха, ежонок, белка, бельчонок, солнышко, волшебная палочка. Предметы для кафе: земляника, заяц, кабан, лось, трава, кора и веточки деревьев, насекомые, лягушка, змея, яйца, шишки, лесные орехи, грибы, рыба.
Хронокарта речевой игры
1. Вводная часть до 3 мин. :
1.1. Загадки о животных в стихотворной форме
1.2. Опрос: Дикие животные
1.3. Сюрпризный момент: волшебная палочка (превращение в диких зверей)
2. Основная часть до 14 мин. :
2.1. Игровое упражнение «Мама и детеныш»
2.2. Игровое упражнение «Лесное кафе» или «Игра с солнышком»
2.3. Подвижная речевая игра «На водопой»
3. Итоговая часть до 3 мин. :
3.1. Рефлексия - опрос.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, я вам сейчас загадаю загадки о животных, вы можете отгадки говорить все вместе.
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы.
(Заяц)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее.
(Лиса)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
Воспитатель: Правильно, молодцы, все загадки верно отгаданы. А как назвать, одним словом всех этих животных?
Дети: Дикие, лесные.
Воспитатель: Почему их считают дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в зверей и узнать, как они проживают свой день в лесу?
Дети: Да очень хотим.
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, которая поможет превратиться вам в зверей. Подходите ко мне поближея буду превращать вас в зверят. Девочек в мам – зверей, а мальчиков в детенышей – зверей. Раз, два, три, четыре, пять я ребят превращаю в зверят. (дети одевают шапочки животных).
Игровое упражнение «Мама и детеныш»
Воспитатель: Раз, два, три каждый маму свою найди.
Воспитатель: Как много семеек в лесу кто живет в беличьей семейке?
Дети: Я мама белка, я детеныш бельчонок
Воспитатель: Кто живет в лисьей семейке?
Дети: Я мама лисица, я детеныш лисенок.
Воспитатель: Кто живет в медвежьей семейке?
Дети: Я мама медведица, я детеныш медвежонок.
Воспитатель: Кто живет в заячьей семейке?
Дети: Я мама зайчиха, я детеныш зайчонок.
Воспитатель: Кто живет в ежиной семейке?
Дети: Я детеныш ежонок, я мама ежиха.
Игровое упражнение «Лесное кафе» или «Игра с солнышком»
У воспитателя в руках солнышко. Дети выполняют действия в соответствии со словами
Утро звери просыпаются
И сначала умываются
Делают все по порядку
Занимаются зарядкой
Прыгают и играют
И растения поливают
Днем играют и гуляют
Все цветочки собирают
Час обеда подошел
Приглашаю всех за стол
Кафе лесное открываю
Вас угоститься приглашаю
Воспитатель: Подходите к столу, здесь есть все на любой вкус. Каждая семейка берет по тарелочке и наполняет её едой.
Воспитатель: Чем лакомятся медведи?
Дети: Мы едим рыбку, землянику, грибы, лося, кабана.
Воспитатель: Чем мама лиса накормила своего лисенка?
Дети: Зайчиком, яйцами.
Воспитатель: Что на обед сегодня у ежей?
Дети: Лягушка, змея, жуки.
Воспитатель: Чем кормиться зайчиха и зайчонок?
Дети: Веточками деревьев, корой, травой.
Воспитатель: Что любят погрызть на обед в беличьей семейке?
Дети: Мы любим шишки, орешки и грибы.
Воспитатель: Все подкрепились, а теперь пора на водопой. Шагайте за мной, я отведу вас к лесной речке.
Подвижная речевая игра «На водопой»
(Координация речи с движением)
арким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей
крался лисенок.
За мамой-ежихой
катился ежонок.
За мамой-медведицей
шел медвежонок.
За мамою-белкой
скакали бельчата,
Зайчиха вела за собою зайчат.
Все мамы и дети
напиться хотят.
Продолжение игры «Лесное кафе» или «Игра с солнышком»
Вечер - солнышко садится,
Всех зовет угомониться
хочет посмотреть в тиши
«Спокойной ночи малыши»
Ночью звери спят в кроватках.
Снятся сны им сладки – сладки
Звезды светят им в ночи
Спите крепко малыши.
Воспитатель: Зверята, просыпайтесь, пора превращаться в ребят. Раз, два, три, четыре, пять я зверят превращаю в ребят (воспитатель дотрагивается до детей волшебной палочкой).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть зверятами?
Дети: Да понравилось.
Воспитатель: Кто в какого дикого зверя превратился? Чем лакомились в лесном кафе животные? Что звери делают утром, днем, вечером, ночью? Ответы детей.
Используемая литература : Н. В. Нищева «Живая природа. В мире животных».