Тамара Николаевна Лазарчук
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Часть II
В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже в дошкольном возрасте, чтобы ребенок как можно раньше научился понимать смысл этих выражений и сам употреблять в своей речи переносные выражения.
Фразеологические обороты занимают особое место в нашей речи. Они позволяют охарактеризовать тот или иной предмет наиболее кратко и точно, причем буквально одним словом. Поэтому чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь.
Публикация «Речевой материал к консультации „Учимся говорить играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Фразеологизмы
Цель. Познакомить детей с различными образными выражениями, обогащающими русский язык. Научить детей понимать и применять крылатые слова и выражения в своей речи. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Легок на помине. Появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят или думают.
Баклуши бить - бездельничать.
Витать в облаках – фантазировать невесть о чем.
Душа в пятки ушла – человек перетрусивший, испугавшийся.
На краю земли – где - то очень далеко.
Работать засучив рукава – работать со старанием.
Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся.
Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.
На седьмом небе – быть в полном восторге.
Крокодиловы слезы – притворное сожаление, лицемерные слезы.
Знать назубок – знать что – то очень хорошо.
Золотые руки – так говорят о людях, которые все умеют делать.
Жить чужим умом – не быть самостоятельным в своих поступках, действиях.
Ни жарко, ни холодно – безразлично, все равно.
Рукой подать – значит очень близко.
Краем уха – слушать кого – либо невнимательно, урывками.
Ухо режет – речь или слова, которые производят неприятное впечатления на слух.
Держать ухо востро – не доверять кому – либо, быть осмотрительным.
На ухо наступил медведь – человек лишен музыкального слуха.
Умывать руки – устраняться от ответственности за что – либо.
Уши вянуть – противно слушать что – либо.
Навострить уши – приготовиться внимательно слушать.
Америку открывать – говорить о том, что всем давно известно.
Зарубить на носу – что-то запомнить, навсегда принять к сведению.
Мутить воду – что-то нарочно запутывать, вносить неразбериху.
Вешать нос – огорчаться, поддаваться мрачному настроению.
Лакомый кусочек - что-то очень выгодное, привлекательное.
Утереть нос – доказать свое превосходство в чем-либо.
Рука не дрогнет - хватит решимости, смелости, мужества сделать что-либо.
Проглотить пилюлю – молча, терпеливо снести обиду, оскорбление.
Рожки да ножки - ничего не осталось.
Тащить за уши – помогать лентяю, неумехе
Рука об руку – вместе, дружно.
Прикусить язык – промолчать.
Черная неблагодарность – отвечать злом на добро.
Долгий язык – так говорят о болтливом человеке.
Проглотить язык – о человеке, который не может или не хочет сказать что – либо.
Острый язычок - остроумный, язвительный человек.
Мало каши ел – физически слабый человек.
Буря в стакане воды – сильное возбуждения, горячий спор по ничтожному поводу.
Вбить себе в голову – укрепить в каком-либо убеждении, намерении, упрямо его отстаивать.
Мурашки по коже – чего – то испугаться или сильно переживать.
Голова садовая - несообразительный, или рассеянный человек.
Воздушные замки - невыполнимые планы, несбыточные мечтания.
Ни жарко, ни холодно - безразлично, все равно.
Ждать у моря погоды - рассчитывать, надеяться на что – либо, не предпринимая ничего.
Жить чужим умом - не быть самостоятельным в своих действиях, поступках.
С иголочки – о безупречно одетом человеке.
Игра не стоит свеч - так говорят о не оправдавшем себя деле, занятии.
Ищи ветра в поле – не вернешь обратно, не найдешь.
Крокодиловые слезы – притворное сожаления.
ИЗМЕНИ СЛОВО.
ЦЕЛЬ. Обогатить словарный запас. Способствовать более точному и более глубокому пониманию значения слов, научить подбирать однокоренные родственные слова. Развивать мышление, речевое внимание. Воспитывать интерес к познанию родного языка.
От глагола ХОДИТЬ можно образовать целый ряд родственных слов глаголов
с новым значением: ВХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ,
ОТХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ПРОХОДИТЬ.
Таким же способом можно образовывать новые слова и от других глаголов:
Бегать – вбегать, выбегать, убегать, забегать, подбегать, отбегать, перебегать, пробегать.
Плавать - ….
Летать - …
Ползать - ….
Прыгать - ….
Скакать - ….
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Выход - приход - переход - проход.
Вылет -….
Выезд - ….
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ ЖЕ ПРИСТАВОК ПРИЧАСТИЯ:
Выходящий - приходящий - переходящий - проходящий.
Вылетающий - …
Выезжающий - ….
ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ ЖЕ ПРИСТАВОК ДЕЕПРИЧАСТИЯ:
Выходя - приходя - переходя - проходя.
Вылетая - …
Выезжая - …
Для маленьких детей можно использовать такую игру:
КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ?
ЦЕЛЬ. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы; активизировать в речи употребление глаголов, образованных от звукоподражаний. Развивать речевое
внимание артикуляционный аппарат. Воспитывать интерес к речевым играм.
Курица – кудахчет, квохчет. Лев - рычит.
Сорока - стрекочет. Воробей - чирикает.
Кузнечик - стрекочет. Рыба - молчит.
Лошадь - ржёт. Корова - мычит.
Кошка - мяукает, мурлычет. Гусь - гогочет.
Утка - крякает. Лягушка - квакает.
Кукушка - кукует. Собака - лает.
Жук - жужжит. Змея - шипит.
Волк - воет. Петух - кукарекает.
Голубь - воркует. Ёжик - фыркает.
Ворона - каркает. Цыплёнок - пищит.
Баран – блеет Соловей – поет.
Коза – блеет. Свинья - хрюкает.
Медведь – рычит. Лягушка – квакает.
Комар – пищит.
Для того чтобы вызвать у детей интерес к словесным играм необходимо правильно, я бы даже сказала эмоционально провести мотивацию перед игрой. Для маленьких детей использовать кукольный театр, сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте превратить эти игры в процесс соревнования с получением фишек за правильные ответы и выбора победителей. Такие игры – соревнования у себя в группе я называю «Знаток русского языка» или «Умники и умницы». Победители получают переходные медали, в которых они ходят целый день. Соревновательный элемент, чувство победы и гордости за себя побуждают детей активно принимать участие в таких играх, а нам без особого труда развивать красивую, богатую и выразительную речь детей.