МААМ-картинки

Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»

Тамара Николаевна Лазарчук
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»
▼ Скачать + Заказать документы

Часть II

В русском языке есть очень много слов, которые употребляются не в прямом, а в переносном смысле. Понимание этого нужно обязательно воспитывать у ребенка уже в дошкольном возрасте, чтобы ребенок как можно раньше научился понимать смысл этих выражений и сам употреблять в своей речи переносные выражения.

Фразеологические обороты занимают особое место в нашей речи. Они позволяют охарактеризовать тот или иной предмет наиболее кратко и точно, причем буквально одним словом. Поэтому чем больше переносных выражений усвоит ребенок, тем лучше и глубже он будет понимать литературные и другие произведения и тем богаче и образнее будет его собственная речь.

Публикация «Речевой материал к консультации „Учимся говорить играя“» размещена в разделах

Фразеологизмы

Цель. Познакомить детей с различными образными выражениями, обогащающими русский язык. Научить детей понимать и применять крылатые слова и выражения в своей речи. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Легок на помине. Появляется как раз в тот момент, когда о нем говорят или думают.

Баклуши бить - бездельничать.

Витать в облаках – фантазировать невесть о чем.

Душа в пятки ушла – человек перетрусивший, испугавшийся.

На краю земли – где - то очень далеко.

Работать засучив рукава – работать со старанием.

Скатертью дорога – уходи, без тебя обойдемся.

Съесть пуд соли – хорошо узнать друг друга.

На седьмом небе – быть в полном восторге.

Крокодиловы слезы – притворное сожаление, лицемерные слезы.

Знать назубок – знать что – то очень хорошо.

Золотые руки – так говорят о людях, которые все умеют делать.

Жить чужим умом – не быть самостоятельным в своих поступках, действиях.

Ни жарко, ни холодно – безразлично, все равно.

Рукой подать – значит очень близко.

Краем уха – слушать кого – либо невнимательно, урывками.

Ухо режет – речь или слова, которые производят неприятное впечатления на слух.

Держать ухо востро – не доверять кому – либо, быть осмотрительным.

На ухо наступил медведь – человек лишен музыкального слуха.

Умывать руки – устраняться от ответственности за что – либо.

Уши вянуть – противно слушать что – либо.

Навострить уши – приготовиться внимательно слушать.

Америку открывать – говорить о том, что всем давно известно.

Зарубить на носу – что-то запомнить, навсегда принять к сведению.

Мутить воду – что-то нарочно запутывать, вносить неразбериху.

Вешать нос – огорчаться, поддаваться мрачному настроению.

Лакомый кусочек - что-то очень выгодное, привлекательное.

Утереть нос – доказать свое превосходство в чем-либо.

Рука не дрогнет - хватит решимости, смелости, мужества сделать что-либо.

Проглотить пилюлю – молча, терпеливо снести обиду, оскорбление.

Рожки да ножки - ничего не осталось.

Тащить за уши – помогать лентяю, неумехе

Рука об руку – вместе, дружно.

Прикусить язык – промолчать.

Черная неблагодарность – отвечать злом на добро.

Долгий язык – так говорят о болтливом человеке.

Проглотить язык – о человеке, который не может или не хочет сказать что – либо.

Острый язычок - остроумный, язвительный человек.

Мало каши ел – физически слабый человек.

Буря в стакане воды – сильное возбуждения, горячий спор по ничтожному поводу.

Вбить себе в голову – укрепить в каком-либо убеждении, намерении, упрямо его отстаивать.

Мурашки по коже – чего – то испугаться или сильно переживать.

Голова садовая - несообразительный, или рассеянный человек.

Воздушные замки - невыполнимые планы, несбыточные мечтания.

Ни жарко, ни холодно - безразлично, все равно.

Ждать у моря погоды - рассчитывать, надеяться на что – либо, не предпринимая ничего.

Жить чужим умом - не быть самостоятельным в своих действиях, поступках.

С иголочки – о безупречно одетом человеке.

Игра не стоит свеч - так говорят о не оправдавшем себя деле, занятии.

Ищи ветра в поле – не вернешь обратно, не найдешь.

Крокодиловые слезы – притворное сожаления.

ИЗМЕНИ СЛОВО.

ЦЕЛЬ. Обогатить словарный запас. Способствовать более точному и более глубокому пониманию значения слов, научить подбирать однокоренные родственные слова. Развивать мышление, речевое внимание. Воспитывать интерес к познанию родного языка.

От глагола ХОДИТЬ можно образовать целый ряд родственных слов глаголов

с новым значением: ВХОДИТЬ, ВЫХОДИТЬ, УХОДИТЬ, ЗАХОДИТЬ, ПОДХОДИТЬ,

ОТХОДИТЬ, ПЕРЕХОДИТЬ, ПРОХОДИТЬ.

Таким же способом можно образовывать новые слова и от других глаголов:

Бегать – вбегать, выбегать, убегать, забегать, подбегать, отбегать, перебегать, пробегать.

Плавать - ….

Летать - …

Ползать - ….

Прыгать - ….

Скакать - ….

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ПРИСТАВОК СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Выход - приход - переход - проход.

Вылет -….

Выезд - ….

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ ЖЕ ПРИСТАВОК ПРИЧАСТИЯ:

Выходящий - приходящий - переходящий - проходящий.

Вылетающий - …

Выезжающий - ….

ОБРАЗОВАНИЕ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХ ЖЕ ПРИСТАВОК ДЕЕПРИЧАСТИЯ:

Выходя - приходя - переходя - проходя.

Вылетая - …

Выезжая - …

Для маленьких детей можно использовать такую игру:

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ?

ЦЕЛЬ. Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы; активизировать в речи употребление глаголов, образованных от звукоподражаний. Развивать речевое

внимание артикуляционный аппарат. Воспитывать интерес к речевым играм.

Курица – кудахчет, квохчет. Лев - рычит.

Сорока - стрекочет. Воробей - чирикает.

Кузнечик - стрекочет. Рыба - молчит.

Лошадь - ржёт. Корова - мычит.

Кошка - мяукает, мурлычет. Гусь - гогочет.

Утка - крякает. Лягушка - квакает.

Кукушка - кукует. Собака - лает.

Жук - жужжит. Змея - шипит.

Волк - воет. Петух - кукарекает.

Голубь - воркует. Ёжик - фыркает.

Ворона - каркает. Цыплёнок - пищит.

Баран – блеет Соловей – поет.

Коза – блеет. Свинья - хрюкает.

Медведь – рычит. Лягушка – квакает.

Комар – пищит.

Для того чтобы вызвать у детей интерес к словесным играм необходимо правильно, я бы даже сказала эмоционально провести мотивацию перед игрой. Для маленьких детей использовать кукольный театр, сказочные персонажи. В старшем дошкольном возрасте превратить эти игры в процесс соревнования с получением фишек за правильные ответы и выбора победителей. Такие игры – соревнования у себя в группе я называю «Знаток русского языка» или «Умники и умницы». Победители получают переходные медали, в которых они ходят целый день. Соревновательный элемент, чувство победы и гордости за себя побуждают детей активно принимать участие в таких играх, а нам без особого труда развивать красивую, богатую и выразительную речь детей.

Публикации по теме:

Учимся говорить, играя! (1 младшая группа)Учимся говорить, играя! (1 младшая группа) Учимся говорить играя. Цели: развиваем мелкую моторику, учить детей слушать, повторять, произносить звуки, заинтересовать детей в новых.

Консультация «Учимся говорить играя» Часть I Для успешного речевого развития ребенка необходимо, чтобы с первых дней жизни его окружала эмоционально положительная и полноценная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»
Опубликовано: 10 мая 2015 в 08:42
+186Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевой материал к консультации «Учимся говорить играя»» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Николаевна Лазарчук (УИ 76386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 116.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД