Елена Миронова
Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Зима»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 25» г. Михайловск
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»
Воспитатель:
Миронова Елена Николаевна
Задачи:
Развевающая речевая среда : Продолжать развивать речь как средство общения.
Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Формирование словаря: Упражнять в подборе существительных к прилагательному (зима снежная, морозная, слов с противоположным значением (длинный-короткий).
ЗКР. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Продолжать учить определять место звука в слове; делить слово на слоги.
Грамматический строй речи: Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении: существительные с числительными (один цветок, два цветка). Упражнять в образовании однокоренных слов (снег, снегири, снегурочка, снеговик)
Связная речь: Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощерять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Учить работать с мнемотаблицей.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами занятие по развитию речи. Но прежде чем мы его начнем, нужно вспомнить правила: 1. Каждый день всегда, везде, На занятиях, в игре, Громко, четко говорим, Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми, Только руку подними.
Воспитатель: К нам пришло письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок - три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке.
Там была ещё загадка,
Отгадать я не смогла.
Может вместе мы, ребята,
Угадаем, от кого она?
Вот эта загадка:
Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра и меня прогонят со двора.
Дети: Зима! Воспитатель: А зима какая? Снежная, холодная, суровая, морозная, ветреная, лютая, студеная.
Воспитатель: Ребята, а какие зимние сказки вы знаете?
Дети: Морозко, Снегурочка, Снежная королева, Серебряное копытце, Три орешка для Золушки, Двенадцать месяцев.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели оказаться в зимней сказке?
Вокруг себя обернись и в зимней сказке окажись. Ой, ребята, кажется метель начинается, все дороги заметает. Так и замерзнуть не долго. Смотрите, горит костер. Предлагаю вам присесть погреться у костра. Ребята, нас с вами вьюга занесла в сказку, в которой встречаются все месяцы года. Ребята, вы догадались, что это за сказка? Дети: Сказка «Двенадцать месяцев», автор Самуил Маршак. - О ком говориться в сказке? (О девочке, которая пошла зимой в лес за подснежниками)
- Растут ли подснежники зимой?
- Почему девочка пошла в лес? (Её отправила мачеха за подснежниками). - Почему мачеха не любила одну девочку, а другую любила и баловала? (Падчерица не родная дочка, она её не любила и заставляла много работать. Любила только свою родную дочь и баловала её). - Какие были девочки? (Падчерица трудолюбивая, ласковая, вежливая, а родная дочь ленивая и грубая) -Почему месяцы решили помочь падчерице?
На экране сюжет сказки Двенадцать месяцев.
Воспитатель: Как вы думаете, кто сидит у костра?
Дети: Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Воспитатель: Правильно все 12 месяцев. А скажите, сколько времен года встретилось у костра?
Дети: Четыре: зима. Весна, лето. Осень.
Воспитатель: А какое сейчас время года? А в какое время года собрались у костра 12 месяцев
Дети: Зимой
Воспитатель: Собрались 12 месяцев у костра и стали вести беседу о зиме, да в зимние игры играть.
Воспитатель: Речевая игра «Добавь слово».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю (Снег.)
С неба все скользят пушинки –
Серебристые (Снежинки.)
На поселки, на лужок
Все снижается (Снежок.)
Вот веселье для ребят –
Все сильнее (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка –
Эта девочка - (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (Снег.)
Какие родственные слова вы услышали? От какого слова?
Воспитатель: Ребята, а вам нравится зимой играть в снежки? Вот возле костра лежит снежок, с ним и поиграем.
Игра «Зимние слова». Один-много.
Сосулька-соульки, снежок-снежки, сугроб-сугробы, снеговик-снеговики, метель-метели, мороз-морозы, холод-холода, снегопад-снегопады, шуба-шубы, шапка-шапки, варежка-варежки, лед- льды.
Игра антонимы
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Скажи наоборот»
Лето теплое, зима холодная
Зима-лето
Морозное утро- жаркое утро
Жара-холод
Лед толстый- лед тонкий
Сосулька длинная- сосулька короткая.
Воспитатель: Ребята, что - то мы с вами застоялись, так можно и замерзнуть.
Физминутка: «Мы идем».
Мы идем, мы идем По дорожке мы идем (маршируют) Мы идем, идем, идем, Звонко песенку поем «Ла-ла-ла, ля-ля-ля» Через сугробы мы шагаем Ноги выше поднимаем, (поднимают высоко колени) Все равно вперед идем, Смело песенку поем «Тра-та-та, тра-та-та». А теперь на лыжи встали, Очень быстро побежали, Мчимся с горки, не молчим, А задорно так кричим «Ууух».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сейчас расшифровать стихотворение о зиме а поможет нам вот эта мнемотаблица.
Воспитатель: Ребята, мы с вами заигрались и совсем забыли про девочку. А ей необходимо как можно быстрее собрать подснежники. Предлагаю вам помочь девочке? Игра «Собери цветок».
Цветок мы можем собрать только при условии, если выполним правильно задания.
Задания:
1. Найти лепестки с картинками в названии которых есть звук (А., который находится в середине слова.
2. Найти лепестки с картинками в названии которых состоит из двух слогов.
3. Сложить в цветок только те лепестки на которых изображены картинки про которые мы можем сказать: Она (чья)
Ребята, а сколько у нас цветочков получилось, давайте их сосчитаем.
В: А теперь нам пора возвращаться из зимней сказки в детский сад.
Вокруг себя повернись,
В детский садик возвратись.
- Понравилось путешествие?
- О каком времени года мы говорили?
- Что нового и интересного узнали?