Елена Юдина
Консультация для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Публикация «Консультация для воспитателей „Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Одним из разделов речевого развития детей 6 – 7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Он осуществляется в разных видах деятельности, в том числе на занятиях по обучению грамоте. Одна из основных целей подготовки к обучению грамоте - ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение. Эту подготовку педагог должен превратить в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения. Яркого и красочного игрового материала по обучению грамоте сейчас очень много на любом книжном прилавке. Но иногда игры оказываются малоэффективными только из-за того, что педагог использует интересные приёмы без системы, не понимая, зачем применяется та или иная игра, какую задачу по подготовке к грамоте она решает.
Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. Работу целесообразно проводить в несколько этапов со средней группы.
Средняя группа. Звуковая культура речи.
• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков («Угадай, чей голос.», «Выдели слово», «Подберем игрушку»).
• Развивать артикуляционный аппарат.
• Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний («Повтори правильно», «Повтори, как я», «Интересные слова».
• Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
• Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Старшая группа. Звуковая культура речи.
• Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. («Слова – друзья», «Найди общий звук»)
• Продолжать развивать фонематический слух («Автобус», «Найди общий звук», «Назови звук», «Третий лишний», «Найди ошибку», «Назови слова», «Назови последний звук слова»).
• Учить определять место в слове (начало, середина, конец). («Магазин», «Звуковое лото»
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Подготовительная к школе группа.
Звуковая культура речи.
• Совершенствовать учение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
• Отрабатывать дикцию: развивать умение внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
• Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
• Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Подготовка к обучению грамоте.
• Дать представление о предложении (без грамматического определения).
• Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
• Формировать учение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-зе) на части.
• Учить составлять слова из слогов (устно).
• Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя и с радостью идет на каждое занятие.