Виктория Погребная
Конспект занятия по ОО «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия (в сокращенном варианте) по О. О «Речевое развитие» Подготовка к обучению грамоте дошкольников с ЗПР (3 г. о).
Части занятий по О. о «Речевое развитие» (связная речь, форм. словаря, грам. строя речи, звук. культура речи) включают интеграцию по следующим образовательным областям:
Темочки:
- ЗПР, задержка психического развития. Конспекты
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе, связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
ТЕМА: «Звук и буква М».
ЦЕЛЬ: формировать навык четкого произнесения звука в слогах, словах, фразах; закрепить термин «согласный звук», выделение звука в начале, середине, конце слова; дифференциация согласных [М]- [М']; анализ и синтез слогов и слов; деление слов на части; упражнять в составлении предложений с предложенными словами; знакомство с буквой; учить составлять слоги из букв, чтению; развивать зрительный, слуховой, симультанный, цветовой гнозис, мелкую моторику.
МАТЕРИАЛ: домик гласных и согласных звуков, карточки-схемы позиции звука в слове, зеркала, предметные картинки, кружочки зелёного и синего цвета, касса букв, мяч; простой и цветные карандаши.
Ход.
I. Психогимнастика. Педагог показывает пиктограммы :
- Ребята, посмотрите, какие разные лица?
- Покажите, как вы умеете радоваться, улыбаться.
- А, как мы умеем грустить, печалиться, злиться.
- А теперь, давайте улыбнёмся друг другу. И пусть улыбка и хорошее настроение будут у нас в течение всего занятия.
II. Повторение.
- Нам пришло письмо от Мальвины. Здесь стихи.
- Послушайте, они про буквы, найдите их в кассе букв, покажите. Чтение стихов о буквах: А, О, Ы, И, У.
III Основная часть. Постановка цели.
1. - Как мычит корова? Какой звук мы слышим в начале слова МУ?
- Сегодня мы будем знакомиться со звуком и буквой –М-
2. Характеристика звука – М-, его артикуляция.
а) Педагог показывает детям артикуляцию звука –М-.
- Когда мы произносим звук –М — губки сомкнуты без напряжения; воздух выходит через нос; горлышко «работает». Звук –М- петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук — согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук –М- синим кружком и селим его в домик согласных звуков с колокольчиком.
б) Развитие слуховой памяти Д/у «Хлопни в ладошки». Педагог произносит ряд звуков, слогов, слов. Просит ребят хлопнуть в ладошки в том случае, если они услышат звук –М.
3. Нахождение звука – М- в составе слова. У детей на столах предметные картинки, в названии которых звук – М- стоит: в начале слов (мак и т. п); в конце слов (дом и т. п); в середине слов (сумка и т. п.). Каждый называет картинки, делит слово на части, поселяет в домик «Позиции звука в слове».
IV. Физминутка.
V. Знакомство со звуком -[М'].
а)- Как называется детеныш коровы?
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что теленок маленький, он мычит: мьмь.
- Звук -М'- это младший братец звука –М-; -М'- - согласный, мягкий, звонкий, и обозначением зеленым кружком. Живёт звук-М'- в зелёном домике с колокольчиком.
б)Дифференциация звуков -М — М'. Педагог называет слова, детям предлагается на звуки, слоги, слова с твёрдым звуком –М- показать синий кружок, с мягким – зелё ный: м, мь, ма, мя, мяч, муха, мак, Миша.
VI. Составление предложений со словами:
мышка — мишка; мыла — Мила; мал — мял.
VII.Знакомство с буквой М. Педагог выставляет на доску букву – М-.
Вот качели - буква М! Здесь качаться можно всем! (Е. Тарлапан)
VIII. Работа в тетрадях:
а)- Напиши букву – М- по точкам и самостоятельно.
- Закрась синим цветом шарик с правильно написанной буквой –М-.
б). Анализ слогов: АМ, МИ. Составление схем из кружков. Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МИ. Чтение.
IX Итог:
- О каком звуке мы сегодня говорили? Чем отличаются звуки –М- и -М'-? Какую букву вы узнали?