Ольга Стоян
Речевое развитие дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СТОЯН ОЛЬГА ПЕТРОВНА
ЗА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.
2020 г.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Публикация «Речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
Речевая деятельность в повседневной жизни детского сада используется:
–в совместной образовательной деятельности для организации работы центров активности; –в самостоятельной деятельности; –в организации работы кружков и клубов.
К пятому году жизни дети правильно называют окружающие предметы и явления, словесно обозначают их качества и свойства, действия и функции. Они стараются активно пользоваться видовыми и родовыми понятиями посредством слов-обобщений. Углубление и расширение круга осваиваемых понятий напрямую связаны с освоением значений слов. Ведется работа по раскрытию значений многозначных слов. Дети начинают усваивать простейшие антонимы — слова с противоположным значением — и синонимы.
Поддержка всестороннего развития ребенка. Целостное обучение: –всеми органами чувств; –разными способами; –во взаимодействии с другими детьми и взрослыми; –в процессе игр, занятий, экспериментов и исследований (интеграция во все центры активности)
Обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова. Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир. Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности. Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 – 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Технология обучения детей составлению сравнений. Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Модель составления сравнений: - воспитатель называет какой-либо объект; - обозначает его признак; - определяет значение этого признака; - сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. ПР: - цыпленок (объект №1); - по цвету (признак); - желтый (значение признака); - такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2). В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака. ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко». Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка). До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике». На пятом году жизни тренинги усложняются: - в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята); - в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег). В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака. ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение – золотистое – выбрано ребенком).
Технология обучения детей составлению загадок Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом учить детей отгадывать загаданные объекты. Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В практике работы с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. Какой? Что бывает таким же? Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам. - Какой самовар по цвету? – Блестящий. Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы. - Какой самовар по действиям? – Шипящий (заполняется вторая строчка левой части таблицы). - Какой он по форме? - круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы). Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы: Какой? Что бывает таким же? Блестящий Монета Шипящий Вулкан Круглый Арбуз Далее детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (правая часть таблицы). ПР: блестящий – монета, но не простая, а начищенная монета. Табличка может выглядеть следующим образом: Какой? Что бывает таким же? Блестящий Начищенная монета Шипящий Проснувшийся вулкан Круглый Спелый арбуз После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми. Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз». Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом. После освоения модели «Какой – что бывает таким же» на активном уровне необходимо познакомить детей с особенностями сравнений. Загадки можно составить на основе «занижения» свойств объектов (самовар тусклый, как нечищеные ботинки) или их «завышения» (самовар блестящий, как начищенная монета).
Модель 2. Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части). Что делает? Что (кто) делает так же? Протокол составления загадки про ежика с детьми 5 лет. - Что делает ежик? - Пыхтит, собирает, семенит. - Пыхтит как кто или что? - Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»). - Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»). - Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»). - Собирает как жадина (сравнение на «занижение»). - Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на «завышение. Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»). Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «Как», «Но не». ПР: Составление загадки про ежика с приемом «завышение» : «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить». ПР: Составление загадки про ежика с приемом «занижение» : «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина; семенит, как старый гном».
Модель 3. Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается? Протокол составления загадки про гриб: - На что похож гриб? – На мужичка. - А чем отличается от мужичка? – У гриба нет бороды. - Еще на что похож? – На дом, но без окон. - А еще? – На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка. Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».