вера васильченко
Речевое развитие детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром
«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого».
К. И. Чуковский
Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем ребенок? Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Замыкаясь на компьютере и телевизоре, дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста через ознакомление с окружающим миром» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, раскрывает перед ним окружающий мир, таким образом, ребенку постепенно становится близким и понятным ранее недоступное.
И чтобы ребенку было легко войти в эту жизнь необходимо самое основное – это правильное общение и легкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно. Причем научиться правильному, непринужденному и легкому общению, чтобы все поняли и запомнили надолго, неважно, кто это будет, друзья или знакомые, нужно найти подход ко всем, нужно со всеми легко общаться.
Считаем, что необходимо вовремя развивать все стороны развития ребенка. Эта тема актуальна, потому что поможет познакомить детей не только с окружающим миром, но и научит общаться, разовьет речь, внимание, память мышление, воображение, сформирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
.Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка раннего возраста важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и основным средством его общения с другими детьми. Освоение коммуникативных навыков обеспечивает ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности.
Работа по формированию коммуникативных навыков должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности.
Формирование личности ребенка и развитие всех его способностей значительно эффективнее происходит в игре. Игра наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений.
Процесс игры является одним из эффективных средств социализации детей раннего возраста. Участие в игре создает благоприятные условия для развития чувства партнёрства. Именно в процессе игровой деятельности наиболее эффективно будет осуществляться развитие общение и взаимодействие детей друг с другом и взрослыми.
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, поэтому формировать навыки общения у детей можно через коммуникативные игры. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.
В своей работе мы систематично используем данные игры. Предложите в некоторые из них поиграть:
Игра «Ищу друга»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Ход: Детям раздают по одной игрушке (набор, состоящий из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т. д.) Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка, а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).
Игра «Передай мяч»
Цель: формировать умение взаимодействовать со сверстниками.
Ход: Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Флажок»
Цель: развивать умение реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам
Ход: Для игры понадобится флажок Дети встали в кружок: Дети становятся в круг. Увидали флажок: Флажок держит воспитатель. «Кому дать, кому дать, кому флаг передать?» Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок. Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними! Ваня берет флажок, поднимает его. Вот наш Ваня идет и флажок свой несет «Кому дать, кому дать, кому флаг передать!» Ваня выбирает ребенка, которому передает флажок, -- игра повторяется.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников,действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: педагог объясняет детям, что сейчас, они будут играть в паровозик. Главным паровозиком будет взрослый,а дети – вагончики. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментирует все происходящие: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя. Иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс», Пояс того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитирует движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!» побуждает детей повторять их.
Одним из важнейших средств развития дошкольников определено создание развивающей среды. Ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды, в группе оформлен познавательно-речевой уголок, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально, (почему индивидуально, потому что дети нашего возраста еще не могут играть даже рядом друг с другом). Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : картотека для проведения артикуляционных упражнений (звукоподражание, комплексы пальчиковых игр, физминуток, дидактические игры, пособия способствующие развитию детей : материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря и мелкой моторики.
Для того чтобы дети могли брать на себя роль персонажей сказок, изготовили настольный театр «Курочка ряба», «Колобок» и т. д. способствующий развитию диалогической речи воспитанников. В группе имеется игровое оборудование, наглядный игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. Создали необходимые условия для проведения сюжетно-отобразительных игр «Покормим, Оденем, Собирем ….» и т. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
В своей работе мы используем элементы инновационных технологий, новые, интересные детям формы. Сейчас мы покажем, как с помощью игрового материала мы помогаем ребенку овладеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими миром (Приглашаете желающих поиграть (просто поиграть)., а сами спрашиваете, почему именно так рассадили «деток», почему нет долгого сюжета игровой деятельности (дети отображают и повторяют действия взрослого, сами сюжет не могут развить)
ВЫВОД:Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира.