Ольга Бритвина
Речевое развитие ребенка раннего возраста. Первые слова
▼ Скачать + Заказать документы
Второй год жизни ребенка относиться к периоду интенсивного развития речи. Работая с детьми второго года жизни, педагоги сталкиваются с разными стадиями речевого развития детей : от вокализации, мимики и жестов до слов и элементарных фраз.
Вокализация-это отдельные звуки и звукокомплексы, которые являются средствами коммуникации на раннем этапе развития ребенка.
Публикация «Речевое развитие ребенка раннего возраста, Первые слова» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Серьезный период в речевом развитии ребенка связан с переходом от доречевой стадии к первым словам. Считается нормой, если первые слова появляются у ребенка в возрасте около года. К этому времени в его пассивном словаре насчитывается примерно 50 слов, что можно проверить по реакции на просьбы и вопросы: «Принеси мячик. Положи кубик. Дай куклу. Где глазки? Где папа?
Первые слова появляются как звукокомплексы на фоне продолжающегося лепета. По своей акустической форме они обычно близки к лепетным проявлениям (ма-ма, па-па, бо-бо). Любое слово проходит несколько стадий усвоения, в процессе которых происходит смена звуковых оболочек.
Ребенок с помощью жестов выражает многие мысли:
- указание на предмет (рукой, поворотом головы, характерным взглядом);
-несогласие (кивком головы);
- исчезновение предмета (разводит руками);
- просьбу взять его на руки или подойти к нему (сжимание пальцев ладони по направлению к себе);
-указание на большие размеры предмета (разведение рук в стороны или поднятие рук над головой).
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОВ В РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
ОКРУЖАЮЩИЕ РЕБЕНКА ЛИЦА.
-мама, папа
-баба (бабушка)
-деда, дидя (дедушка)
-тетя (чужая женщина)
- дядя (чужой мужчина)
-ляля (маленький ребенок)
ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ:
-кап – кап (дождь, вода).
ИГРУШКИ:
-ляля (кукла)
- мячик
ЕДА:
-ам-ам, ням-ням (есть, пить).
ПАДЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ:
-бах, бам, па,упа (упасть).
ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЧЕГО-НИБУДЬ:
-тю-тю МЕСТО:
-там
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ:
-пись-пись, а-а. ДЕЙСТВИЯ - НАМЕРИНИЯ:
-дай, на, еще, тук-тук (стучать)
СОН:
-бай-бай. ДВИЖЕНИЯ:
-топ-топ.
ТРАНСПОРТ:
-би-би. СОГЛАСИЕ:
-да (с утвердительным кивком).
НЕЛЬЗЯ:
-азя (с жестом, ай-ай, низя. ПРЕДМЕТЫ В ДОМЕ:
-тиси (часы, але (телефон, сося (соска)
ПТИЦЫ:
-ку-ку (петух)
-ко-ко (курица)
-га-га (гусь)
-кар-кар (ворона) ЖИВОТНЫЕ:
-кися, ки, котя (кошка)
-ав-ав, гав-гав, ава, бака, бабака (собака)
В руководстве речевым развитием ребенка можно использовать модель «Цепочка вопросов».
Цепочка вопросов.
(1) Вопрос: Это что?Ответ. Отвечает ребенок.
(2) повторный вопрос: Мячик?
(3) Псевдовопрос: Как ты (имя ребенка) мячик катаешь?
У каждого вопроса в цепочке своя цель:
(1)Вопрос – побудить ребенка к произнесению нужного слова.
(2)Повторный вопрос – зафиксировать в сознании ребенка правильный звуковой олик слова.
(3) Псевдовопрос – стимулировать действие ребенка, а не вербальный ответ.
Подводим итоги:
1. На любой стадии развития речи ребенок нуждаеться во внимании и помощи взрослых.
2. В течении дня по 3-5 минут разговаривать с малышом. При разговоре ребенок должен видеть лицо взрослого; взрослый должен говорит четко и не ыстро; говорит о том, что сейчас привлекло внимание ребенка, о том что он делает.
3. При обучении называнию предметов, при формировании слов-понятий необходимо, чтобы ребенок имел возможность действовать с предметом.