МААМ-картинки

Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре Якутии

Наталия Филатова
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре Якутии
▼ Скачать + Заказать документы

«Познавательно – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях традиций своего народа, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Публикация «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре Якутии» размещена в разделах

Как известно, для формирования личности каждого человека незыблемым фундаментом является его всестороннее знание своего родного края. Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству– это источник любви к Родине. Ребенок должен впитывать культуру своего народа через загадки, песни, поговорки, пословицы, героический эпос.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, пополнение, уточнение, активизация словарного запаса. Перед нами стоит серьезная и ответственная задача - научить детей пользоваться даром живого слова, раскрыть тайны, возможности, хитрости и загадки родного языка. Эффективным средством речевого развития воспитанников может стать региональный компонент, который призван развивать познавательный интерес к миру природы и культурному наследию родного края, формировать коммуникативно-творческие навыки.

Познавая историю, дети узнают об общности исторического прошлого и настоящего своего народа, у них развивается чувство принадлежности к определённой культуре, сопричастности к событиям, происходившим и происходящим в своём городе и стране. Исторические знания способствуют развитию самосознания и мировоззрения, формируют образ малой родины и отечества. Влияя на эмоциональную сторону личности, история во всём многообразии её проявлений помогает включить общечеловеческие ценности во внутренний духовный мир ребёнка. Безусловно, усвоить обобщающие исторические понятия для ребёнка дошкольного возраста достаточно сложно, поскольку сами исторические события довольно абстрактны, в них ребёнок не участвовал с практической точки зрения, но ощущать эмоциональную причастность к прошлым событиям он может. В какой форме преподносить исторические знания детям? Как сделать их содержание понятным и доступным ребёнку? Главное, отобрать методы, которые должны отвечать задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя и детей, соответствовать детской природе, стремлению ребёнка к игре. Это такие методы, как игровое моделирование, игра - путешествие, рассказывание дидактических сказок и историй, экспериментирования. необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т. д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т. д.). Целенаправленная работа по внедрению национально - регионального компонента способствует проявлению детьми накопленных знаний в различных видах познавательно – речевой и продуктивной деятельности.

Использование регионального компонента предполагает формирование у детей целостных представлений о крае, где они живут, через решение следующих задач:

приобщение к истории возникновения родного города и знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими родной край;

– формирование представлений о достопримечательностях родного города (района, его государственных символах;

– воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду;

– формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе.

Важным направлением приобщения дошкольников к истории и культуре родных мест является работа детского сада с семьями воспитанников. Привлечение родителей даёт возможность не только добиться единства воспитательных действий, но и существенно обогащает содержание работы. Родители изучают свою родословную, совместно с ребёнком составляют генеалогическое древо семьи. Дети рассказывают в детском саду об истории своей семьи. Воспитатели знакомят родителей с объектами историко - культурного наследия, удалёнными от детского сада, дают рекомендации, как знакомить с ними дошкольника, как рассказывать о связанных с ними исторических событиях.

Таким образом, создание оптимальных условий для развития речевой деятельности в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка, способствует формированию положительного отношения к малой родине, воспитание устойчивой, гармонично развитой личности, осознающей свои корни, историю и культуру.

На основе выше изложенного нами составлен тематический план по познавательно-речевому развитию дошкольников на национальных традициях «Айыл5а о5ото».

Цель: развитие речевой деятельности ребенка через приобщение к истокам культуры народа Саха.

Задачи:

1. Создать условия для воспитания детей на традициях народной педагогики.

2. Дать представление о республике Саха, ее культуре и особенностях.

3. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и уважительного отношения к представителям других национальностей.

4. Способствовать развитию познавательных процессов у детей дошкольного возраста, обогащать знания о природе, обществе, культуре и традициях родного края.

5. Способствовать развитию речи как средства мыслительной деятельности посредством расширения активного словаря, использования в работе малых фольклорных форм.

6. Развивать творческие способности детей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.

7. Способствовать развитию эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду.

8. Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.

Ожидаемый результат:

Для детей :

Воспитание ребенка эрудированного, общительного, имеющего представления о себе, обществе, культуре;

Развитие интереса к истории и культуре родного края;

Успешная социализация ребенка в обществе.

Для родителей:

Возможность участвовать в организации воспитательно- образовательного процесса в ДОУ;

Возможность получения информации о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.

Образовательный процесс строится на основе комплексно-тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей.

Тематический план

Ыытыллар ыйа

Темата

Кунэ дьыла

Тумуктуур

улэ

Бала5ан ыйа – Улуу Суорун ыйа

Кыстыкка кеьуу

-прогулка на реке Лена

-экскурсия в музей им. Ярославского

Аралдьытыы

«Саха бала5аныгар ыалдьыттыыбыт

Алтынньы

-Хотой Айыы

Ебугэбит олохторо

-знакомство с танцем осуохай

-знакомство с танцевальным движением Осуохай

-рассказ воспитателя о подвижных играх народа саха

Вечер подвижных игр с родителями

(Подвижные игры – «Летает, плавает, бегает», танцевальные движения «Осуохай», подвижные игры: «Бой быков», «Соколы», «Сова и мышки», «Сокол и утки», «Не подставь ладонь», «Прыжки стерха», «Волк и жеребята» и др.)

Сэтинньи – Байанай ыйа

Саха сирин кунду туулээх кыыллара

- где живет хозяин лесов «Байанай»?

- беседа с охотником тайги

-выставка детских рисунков на тему «Байанай»

Байанайдаах булчут

Ахсынньы-

Остуоруйа ыйа

Саха остуоруйалара («Кырынаас кутуругун тбт хайдах хара буолбута», «Таал-таал эмээхсин», «турах хара дьhннэмитэ», «Саhыл эhэлиин» и др.)

«Остуоруйа дойдутугар дьоро кун»

Тохсунньу -Тацха ыйа

Тацха оонньуулара

Тацхалааьын

Дьоро кунэ

Олунньу – Олоцхо ыйа

Тереебут сирим – алгыстаах аартыга

- беседа «Алаас диэн хайдах сири ааттыылларый»

- экскурсия по памятным местам города

- изготовление вместе с родителями кормушек для птиц

Керуу курэх

«Тереебут терут айыл5а5ын теье билэ5ин»

Кулун тутар – Дьеьегей ыйа

Дьеьегей оонньуулара

- Игры – драматизации: «Девушка и луна», «Старушка Таал-Таал» и другие.

- Игра - подражание. Обучения детей повадкам животных.

- экскурсия в лес, наблюдения

Дьеьегей ыйыгар аналлаах аралдьытыы

Муус устар-

Айыыьыт ыйа

Сааскы билгэлэр (опыт, эксперимент ооруу)

- отработка схемы «Круговорот воды в природе»

- рисуночный тест: «Кто больше найдет воды в разных ее проявлениях», «Вода в озерах, реках, снег, лед, пар, роса, иней, снежинки, град».

- «Кн, уу, салгын туhата» беседа

«Саас» о5олор, тереппуттэр бырааьынньыктарын тэрийии

Ыам ыйа

Салама ыйа

Айыл5а5а сылдьыы сиэрэ – туома

- изготовление саламы

- изготовление изделий из бересты (ыаайа, кыыллар фигураларын быhан ооруу)

- экскурсия в лес

Ньукуола кунун тэрийии, айыл5а5а экскурсия, айыл5а5а сылдьыы сиэрэ – туома. Салама ыйааьын.

Бэс ыйа

Уруц Айыы ыйа

Ыьыах

- лекарственные растения Якутии

- беседа «Ысыах – это национальный праздник»

- выставка рисунков

Сайыны керсуу»

О5олорго, тереппуттэргэ бырааьынньык тэрийии.

Использованная литература:

1. Афанасьев М. «Этнопедагогика нерусских народов Севера и Дальнего Востока». Якутск 1979 г.

2. Базисная программа для национальных детских садов РС /Я/ «Тосхол», утвержденная учебно-методическим советом МО РС /Я/.

3. Лепчикова Л. П., Татаринова Х. Г. Саха фольклора.

4. Народные игры и забавы- под редакцией (А. С. Федорова) Якутск 2011г.

5. Попов Г. С. «Воспитание детей у народа саха» - Якутск 1995 г.

6. Энциклопедия культуры и искусства Якутии. Якутск 2011 г.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к мордовской культуре и традициям Аннотация: в статье раскрывается сущность и понятие патриотического воспитания детей, выделяются основные направления патриотического воспитания,.

Презентация «Развитие и поддержка детской инициативы и творчества через приобщение детей к русской народной культуре» Перед современной системой образования стоит задача: приобщение нового поколения к исторической памяти народа, а значит - и сохранение её.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день является задачей наиболее актуальной. Она не может.

Консультация для педагогов «Формирование представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру» Старший воспитатель Ирина Ивановна Литвинова Консультация для педагогов по теме: " Развитие у дошкольников познавательной активности посредством.

Опыт работы «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры» 1 слайд Я, Костенко Марина Александровна, воспитатель детского сада «Родничок» 2 слайд представляю опыт работы по теме: «Познавательно -речевое.

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Буратино» Опыт работы Тема: «Речевое развитие детей младшего.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу Разработка и реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста "Куклы из бабушкиного сундука" Мы живём в удивительное время:.

Развитие физических качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр коренных народов Якутии РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР КОРЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ. [/b] Дошкольный.

Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста Статья «Познавательно-речевое развитие детей старшего возраста» Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре Якутии
Опубликовано: 5 сентября 2018 в 17:57
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре Якутии» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Филатова (УИ 1475647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД