Светлана Потапова
Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Способствовать расширению знаний родителей по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, привлечь их к пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы материалом для театрализации центра грамотности (театрализованной деятельности) и к участию в театрализациях.
Публикация «Проект „Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Развивать речь детей в процессе драматизации и инсценирования.
Организовать образовательный процесс с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность (овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха).
Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах речевого развития детей.
Учитель – логопед:
Организовать коррекционно – образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через театрализованную деятельность, способствующей развитию звуковой культуры речи, формированию словаря, грамматического строя, связной речи.
Тип проекта : творческий, практико-ориентированный, долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь 2017 г. – апрель 2018 г.
Участники проекта : дети группы «В» компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи для детей 5-6 лет, воспитатели, учитель -логопед, родители.
Проблема: массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое, речевое общение.
Актуальность: овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
Театральная деятельность является самым распространённый видом детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Ожидаемый результат:
Дети:
сформирована диалогическая и монологическая речь;
обогащен и активизирован словарный запас ребенка;
сформирован устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности;
проявление активности детьми на всех этапах проведения игр.
Родители:
Пополнили базу знаний по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Сформированы представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.
Педагоги:
Повысили свою профессиональную компетентность в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Учитель – логопед:
Организован коррекционно – образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через театрализованную деятельность.
Этап Мероприятия Сроки
Подготовительный -Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;
-Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка 5-6 лет»;
-Педагогическая диагностика показателей речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
- Постановка цели и задач, составление плана работы по реализации проекта.
Сентябрь
Основной Работа с родителями
Октябрь:
Круглый стол для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» (в рамках «Школы заинтересованных родителей Гостиная логопеда»).
Консультация для родителей «Формирование правильной речи детей шестого года жизни»,
Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Репка»
Ноябрь:
Беседа с родителями «Театр в жизни детей»
Рекомендации родителям «Что нужно знать родителям при обучении предсказыванию ребёнка». «Использование театрализации в работе с робкими детьми».
Совместная с родителями работа по обогащению предметно – пространственной среды Центра грамотности (театрализованной деятельности) :
Творческая мастерская «Сундучок сказок»
Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Колобок»
Декабрь:
Консультации для родителей:
«Как развивать правильную речь ребенка в 5-6 лет»,
«Роль сказки в развитии детской эмоциональности»;
Совместная с родителями работа по обогащению предметно – пространственной среды Центра грамотности (театрализованной деятельности) :
Изготовление фигурок для театра на магнитах
Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Маша и медведь»
Январь:
КВН «Театр – это интересно!»
Индивидуальные беседы с родителями «Роль семьи в развитии речи ребёнка», «Об особенностях формирования речи у ребёнка»
Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Красная Шапочка и Волк»
Февраль:
Совместная с родителями работа по обогащению предметно – пространственной среды Центра грамотности (театрализованной деятельности) :
Изготовление пальчикового театра
Консультация для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»
Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Теремок»
Март - апрель:
Проведение досуга с инсценировкой сказки «На льдине»
Родительское собрание с включением вопроса об организации работы по оптимизации образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности.
Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «На льдине».
Работа с детьми
Октябрь:
1. Виртуальная экскурсия в «Театр - музыки» (город Мегион).
2. Пластические этюды: «Кот крадётся», «Весёлая Лягушка».
3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Петух проснулся», Волк рассердился».
4. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Шарик».
5. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки», «Осень», «За ягодами», «Сидит белка на тележке».
6. Драматизация сказки «Репка» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация).
7. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «Репка» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).
8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Листопадная радость».
Ноябрь:
1. Беседа «История возникновения театра».
2. Пластические этюды: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».
3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Эхо», «Дождик».
4. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лошадка», «Качели», «Пятачок».
5. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять», «Много мебели в квартире», «Вышел дождик погулять», «Как у нас семья большая».
6. Драматизация сказки «Колобок» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация)
7. Пластилинотерапия. Лепка героев сказки «Колобок» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).
8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Снежная радость»
Декабрь:
1. Знакомство детей с разными видам театров.
2. Пластические этюды: «Штангист», «Рыболов».
3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Угадай кто пришёл?»
4. Артикуляционная гимнастика: «Котёнок лакает молоко», «Иголочка», «Расчёска», «Барабанщик».
5. Пальчиковая гимнастика: «Елочка», «Зимняя разогревалочка», «Наша группа», «Кормушка».
6. Драматизация сказки «Маша и медведь» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация)
7. Пластилинотерапия. «Маша и медведь» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).
8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Праздник»
Январь:
1. Знакомство детей с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма.
2. Пластические этюды: «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»
3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»
4. Артикуляционная гимнастика: «Гармошка», «Орешки», «Блинчики», «Пароход гудит».
5. Пальчиковая гимнастика: «Птички», «Подарки», «Дружные пальчики», «На елке»
6. Драматизация сказки «Красная Шапочка и Волк» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация)
7. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «Красная Шапочка и Волк» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).
8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Радуга»
Февраль:
1. Пластические этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется».
2. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Чей домик?»
3. Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Поймаем мышку», «Крестик», «Сдуй ватку с ладошки».
4. Пальчиковая гимнастика: «Компот», «Апельсин», «Повар», «Пирог».
5. Драматизация сказки «Теремок» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация).
6. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «Теремок» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).
7. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Долгожданный подарок».
Март:
1. Виртуальный поход в «Театр музыки» города Мегиона (просмотр спектакля).
2. Упражнение на интонационную выразительность речи: «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».
3. Артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Домик открывается», «Лягушка», «Зайчик».
4. Пальчиковые гимнастика: «Алые цветки», «Дружба», «Строим дом», «Воробьи»
5. Драматизация авторской сказки «На льдине» (с участием родителей) (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация).
6. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «На льдине» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).
7. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Жила - была Радость…»
8. Краткосрочный проект «В театр играем - речь развиваем» (прилагается). Октябрь - март
Заключительный - Педагогическая диагностика показателей речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
-Театрализованное представление с участием родителей и воспитанников «Сказка о глупом мышонке»
-Деловая игра с родителями «Путешествие по стране – Развитие речи».
Апрель
Результаты анкетирования родителей
В анкетировании приняли участие Родители 10 воспитанников, что составляет 83% из общего количества.
Родителям было предложено оценить уровень речевого развития своего ребенка.
Анализируя итоги, мы убедились в том, что не все родители адекватно оценивают уровень речевого развития своего ребенка, переоценивают его, а в двух случаях родители недооценили детей.
70% родителей не имеют точного представления о нормах речевого развития детей шестого года жизни и, следовательно, педагогам необходимо провести работу по информированию родителей.
50% родителей делят ответственность за речевое развитие своего ребенка пополам с педагогами ДОУ, другая половина родителей большую долю ответственности (70-80%) берет на себя. При этом, большая часть родителей (70%) лишь иногда проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи, но обращают внимание на то, как говорит ребенок и исправляют речевые ошибки.
Благодаря информации в ведомостях учета реализации Образовательной программы 90% родителей знают, какие знания получает ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду.
Все родители воспитанников выражают заинтересованность в повышении речевого развития детей, готовность сотрудничать с педагогами, желание освоить приемы работы по развитию речи ребенка.
Задача педагогов, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста, заинтересовать родителей театрализованной деятельностью, как эффективным средством речевого развития детей.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя ребенка ___
Подчеркните ответы на следующие вопросы и по возможности дайте им обоснование.
2. Оцените уровень речевого развития Вашего ребенка.
Высокий, средний, низкий
3. Известны ли вам возрастные нормы речевого развития ребенка 5-6 лет?
Да, нет, затрудняюсь ответить
4. Как Вы считаете, от кого зависит речевое развитие Вашего ребенка?
От работы педагогов в ДОУ___
От родителей___
Ни от кого не зависит___
5. Распределение ответственности за речевое развитие ребенка (в %)
Родители___ Педагоги ДОУ___
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет, иногда) ___
7. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?
(Да, нет)___
8. Обращаете ли вы внимание на то, как говорит Ваш ребенок?
(Да, нет)___
9. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?
(Да, нет, иногда)___
10. Знаете ли Вы какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? (Да, нет)
___
___