Юлия Кудрявцева
Мастер-класс с родителями «Создание дидактической игры, направленной на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Создание дидактической игры, направленной на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
Цель: вовлечь родителей в творческую деятельность в процессе изготовления дидактической игры, направленной на речевой развитие детей дошкольного возраста.
Публикация «Мастер-класс с родителями „Создание дидактической игры, направленной на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
1. обобщить сведения родителей о значимости дидактической игры, уточнить её структуру и роль в речевом развитии детей дошкольного возраста. Продемонстрировать варианты изготовления дидактической игры для изучения тематической недели с помощью подручного материала. Вовлечь родителей в образовательную деятельность, повысить уровень педагогической компетентности в вопросе создания педагогических условий для речевого развития ребенка в семье.
2. развивать эмоциональную отзывчивость среди родителей на процесс совместной деятельности, творческие способности, педагогические умения.
3. воспитывать у родителей понимание о необходимости использования дидактических игр для речевого развития детей в семье. Воспитывать заинтересованность образовательным процессом.
Материалы и оборудование:
• ткань голубого цвета,
• фотографии с изображением обитателей озера,
• кусочки зеленой ткани,
• камешки разного размера,
• конверт с пазлом,
• конверт с карточками,
• бейджики с пустыми вкладышами 9 чтобы родители подписали свое имя)
• спасательный круг (вырезанная картинка заламинированная)
Добрый день, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашей мастерской.
Цель нашей встречи отражается в словах К. Д. Ушинского «Сделать серьезное задание для ребенка занимательным, вот задание первоначального обучения».
И сегодня, вместе с вами мы изготовим такое занимательное задание для наших детей - создадим дидактическую игру, применение которой позволит нам в игровой непринужденной форме решить задачи речевого развития детей. Каждая дидактическая игра может быть направлена на развитие разных сторон речи : словаря, грамматического строя, связности, звуковой культуры. Также в процессе дидактической игры обеспечивается психологический комфорт,
дети запоминают большее количество речевого материала,
активизируются высшие психологические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Прежде, чем мы приступим к изготовлению дидактической игры, вспомним особенности ее структуры. И первое, о чем мы должны помнить, это то, что дидактические игры носят обучающий характер, в их структуру входят:
• Дидактическая цель
• Игровая задача
• Игровые действия
• Игровые правила
• Результат (рефлексия)
В памятках у вас представлена таблица, которая подскажет, что раскрывает каждый структурный компонент игры, в дальнейшем это поможет вам создавать новые дидактические игры самостоятельно.
Сегодня мы создадим дидактическую игру «Заселим озеро Байкал», которую можно организовать с ребенком при изучении темы недели «Озеро Байкал».
Цель данной игры : формирование умения составлять рассказ по заданной теме на основе ранее приобретённых знаний.
Задачи:
• уточнить представления детей о животном мире озера Байкал ( рыбы: омуль, сиг, голомянка, хариус; губки; водоросли; нерпа);
• развивать умение анализировать свой выбор, выстраивать монологическую речь, развивать память, логическое мышление, связную речь, воображение;
• воспитывать чувство самоконтроля, интерес к природе родного края.
Исходя из дидактической цели и задач у нас «вытекают» игровые действия:
Выбирая животных, ребенок распределяет их в соответствии с их местом обитания в толще воды Байкала «по этажам» и выстраивает рассказ в соответствии с заданными правилами.
Игровые действия конкретизируют правила игры :
в игре могут принимать участие от одного до четырех человек. С помощью загадки № 1, определяется игрок, который делает первый ход. Определившийся игрок:
• выбирает животное и называет его,
• указывает место обитания и располагает его на макете озера Байкал (ткань,
• называет части тела и особенности внешнего вида,
• называет его место в цепочке питания (кем питается, для кого он служит пищей).
За каждый правильный ответ, ему начисляется одно очко (т. е. за один ход каждый игрок может заработать 4 балла, в случае, если игрок затрудняется с ответом, его дополняет другой игрок и, если ответ верный, он зарабатывает очко и получает право выбора следующего животного.
В случае, если у детей возникли трудности с ответом по конкретному животному, им предоставляется возможность найти это животное на фотографии (карточке) и прочитать ответ с помощью взрослого. После чего, право хода вновь определяется загадкой.
Итак, уважаемые родители, давайте приступим к творческой работе нашей мастерской.
Обратите внимание на столы, материал, который мы подобрали можно найти у каждого в доме.
Перед вами есть: ножницы, лоскуты ткани трех цветов (синяя, зеленая, цветной картон (или плотная ткань, как фетр, камни, подписанные карточки с животными Байкала. Также мы подготовили трафареты, которые отображают контуры животных Байкала, дома вы можете их нарисовать самостоятельно.
Сейчас я вам предлагаю разделиться на пары (если будет большое количество родителей).
Пара № 1 - ваша задача создать макет толщи воды озера Байкал. В вашем распоряжении ткань трех цветов, камни, фотографии озера. Ориентируясь на фотографии, вы моделируете дно озера, и водные «этажи».
Пара № 2 - вам необходимо создать модели животных озера Байкал. В вашем распоряжении цветной картон, ножницы, фотографии животных с которыми дети знакомятся в дошкольном возрасте в соответствии с содержанием нашей Основной образовательной программы дошкольного образования, трафареты.
Пара № 3 - вы изготавливаете схемы ответа, по которым затем ребенок будет составлять свой рассказ.
Для вас мы подготовили карточки, фломастеры, трафареты, последовательность ответов. Вам необходимо проявить свою фантазию и придумать схему ответа.
Можете приступать к работе, если будут вопросы, задавайте, мы вам поможем.
Включить музыку фоном.
Творческая работа родителей
Уважаемые родители, все необходимое для нашей игры подготовлено, сейчас мы расположимся за один стол и попробуем воплотить в жизнь задуманное. Я буду выступать в роли водящего, а вы - станете игроками - детьми.
(подождать, пока родители присядут за общий стол).
Воспитатель: ребята, я хочу познакомить вас с новой игрой, а о чем она, вам подскажет моя загадка.
Загадка № 1
Древен род его в природе,
кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем,
как его мы назовем? (Байкал)
Воспитатель: Маша, молодец, ты отгадала загадку, значит, первый ход будет твоим, а игра наша будет называться «Заселим озеро Байкал».
Воспитатель: посмотрите на макет озера Байкал (ткань, камни, песок, водоросли, все ли на месте?
Ответ детей (родителей)
Воспитатель: да, на нашем макете не хватает животных, которые населяют озеро Байкал. Посмотрите, на столе лежат силуэты животных озера, когда наступит ваш ход, вы можете выбрать силуэт, который узнаете и рассказать о нем с помощью схемы (показывать каждую и проговаривать, что она обозначает) :
1. называете его,
2. рассказываете о месте обитания, а потом располагаете его на макете озера Байкал,
3. называете части тела животного и особенности внешнего вида,
4. называете его место в цепочке питания (кем питается, для кого он служит пищей).
Ребята, за каждый правильный ответ вы получите один балл, и, если вы верно отвечаете, то за один ход зарабатываете 4 очка! Но, если вы затрудняетесь, другие участники могут подсказывать, только, не все вместе, а по одному. Для этого я вам раздаю вот такие зеленые спасательные круги, подняв который, вы сможете помочь своему товарищу с ответом и заработать себе дополнительное очко. Если мы все не сможем дать верный ответ, то обратимся за помощью к картотеки, которая также поможет нам проверить, все ли верно мы рассказали.
Воспитатель: чтобы вам стало понятно, я сделаю первый ход, а затем продолжит Маша, так как она отгадала загадку про Байкал.
Воспитатель: я выбираю животное губку рода байкалоспонгия. Эта губка обитает на глубине от 4 до 500 метров, поэтому я могу поселить ее в середине нашего макета. Губки рода байкалоспонгия неподвижные животные бледно - зеленого цвета, не ветвятся и выглядят как жесткие наросты на камнях, губку можно разорвать, тогда из каждой части вырастет новое животное. Губки рода байкалоспонгия питаются бактериями и водорослями, служат пищей для планария.
Воспитатель: и так, ребята, кто-нибудь меня дополнит? Давайте прочтем на карточке, все ли верно я сказала? (воспитатель выбирает губку и на обратной стороне зачитывает сведения о ней в установленном порядке)
Воспитатель: ребята, вам понятны правила игры? Маша, ты можешь выбрать себе животное и рассказать о нем, а вы, дети, внимательно слушайте, Маше может понадобиться ваша помощь.
Вместе с родителями сделать 2-3 хода (ориентироваться на время)
Уважаемые родители, спасибо за участие в работе нашей мастерской. Надеемся, что информация, которую вы узнали стала для вас интересной. И, в будущем, когда у нас будет проходить тематическая неделя «Озеро Байкал» вы сможете ее применить. Сейчас мы предлагаем вам отгадать еще одну загадку, кто справиться, сможет забрать себе домой данную дидактическую игру.
Загадка:
Ходит молодь по угодьям,
По заливам, мелководьям.
Повзрослеют в косяке,
Один стареет налегке.
Он быстр, прогонист, серебрист,
Байкал родной, любимый чист.
Дает ухе особый вкус,
Байкальский белый
(хариус)