Марина Полуянова
Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
В настоящее время в системе дошкольного образования, как и во всей системе образования, происходят очень серьезные преобразования. В первую очередь это связано с введением и реализацией ФГОС ДО, который регламентирует деятельность дошкольных образовательных организаций.
Публикация «Организация образовательного процесса в ДОУ в контексте современных требований ФГОС ДО» размещена в разделах
Главный смысл разработки Федеральных государственных образовательных стандартов заключается в создании условий для повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов. Иначе говоря, Стандарт ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Что важно для семьи? Личностная, социальная и профессиональная успешность ребенка. Для общества важно, чтобы ребенок вырос свободным, но ответственным, понимал и соблюдал социальную справедливость, вел здоровый образ жизни.
Что важно для государства? Способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. И это становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны, т. к. связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования.
Возникает закономерный вопрос - изменится ли образовательный процесс в ДОУ в условиях реализации стандарта? Безусловно. В настоящее время условиями эффективного развития дошкольников выступает осуществление деятельностного и личностного подходов, изменение организационных форм образовательного процесса, которые становятся более гибкими, вариативными, учитывают возрастные особенности, индивидуальные возможности и потребности дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательный процесс в ДОО, должен носить характер не прямого, а опосредованного обучения, и осуществляться в совместной деятельности ребёнка и взрослого, адекватной возможностям детей дошкольного возраста.
Следовательно, в образовательный процесс включено два основных составляющих блока:
• совместная партнерская деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Кроме этого Стандарт дошкольного образования уделяет большое внимание работе с родителями, потому что Федеральный Закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012) гласит «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка в детском возрасте».
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей в условиях реализации ФГОС ДО носит целенаправленный и партнерский характер. Каждая образовательная организация имеет свои особенности, в силу которых и выстраивается работа, подбираются наиболее эффективные для данной организации формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Поэтому мы решили соединить эти два направления: организация образовательного процесса в детском саду с привлечением родителей.
2 слайд
Поставили перед собой такую цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
3 слайд
Чтобы сотрудничество с родителями стало плодотворным, создаём для него условия, используя различные формы взаимодействия:
В своей работе активно используем:
Участие в занятиях;
Встречи с интересными людьми;
Дни открытых дверей;
Походы, тематические прогулки;
Гость группы (или родительские вечера);
Конференции, «круглые столы»;
Консультации, семинары;
Смотры, конкурсы, выставки;
Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы учитываем интересы и потребности современных родителей, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
4-5 слайд
Два раза в год в нашей группе проходят дни «Открытых дверей». «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, как и чем можно занять ребёнка дома. Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду.
Часто задавали себе такой вопрос: «Как создать такую возможность, чтобы мамы и папы тоже побывали в роли воспитателя в детском саду?», для того, чтобы активизировать и обогатить воспитательные умения родителей и пообщаться им со всеми детьми в группе. Такая идея появилась – «Гость группы» (или родительские вечера).
Родители приходят в ДОУ, организуют с детьми различные игры и упражнения, беседы, рассматривание коллекций, и другие виды детской деятельности.
6-14 слайд
Так:
- Сковородина Любовь Александровна провела подвижные, игры в вечернее время в группе и днём на прогулке, а так же играла с детьми в настольно-печатные игры.
- Седякин Алексей Сергеевич накануне праздника «Дня Защитника Отечества» - принёс армейский альбом и вместе с детьми рассматривал его, рассказал ребятам об армейской жизни.
- Андреева Наталья Александровна организовала экскурсию в музей, в зал природы. Рассказала об экспонатах зала, провела игры.
- Седякина Елена Васильевна (корреспондент газеты «Новый день») показала презентацию и рассказала о своей работе фотокорреспондента.
- Гундаков Александр Николаевич в ходе тематической неделе «Безопасность вокруг нас» пришел на занятие в группу, где познакомил детей с профессией сварщика, рассказал о том, какая нужная, ответственная, но в то же время опасная работа. Принё с для показа рабочее оборудование: маску, перчатки, электроды.
- Пудова Елена Петровна на тематической неделе «Хлеб - всему голова» рассказала о своей профессии пекаря, принесла детям фотокнижку для рассматривания «От зерна до каравая», поиграла в игру «Найди четвёртый лишний».
- Семёнова Александра Николаевна организовала экскурсию в ЦТНК, посвящённую Дню Матери. Она с детьми играла в народные игры, вместе с детьми вспомнили пословицы и изготовили куклу оберег своими руками.
- Малафеевский Александр Владимирович в ходе тематической недели «Транспорт», рассказал о свой профессии водителя, а так же поиграл с ребятами в настольный игры.
15 слайд
Кроме этого родители нашей группы активные участники тематических и творческих выставок.
Участие в таких мероприятиях обогащает семейный досуг, объединяет взрослых и детей в общих делах. Результат совместного творчества способствует развитию эмоций ребёнка, вызывает чувство гордости за своих мама и пап. Родители отмечают, что в процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети ещё лучше узнают друг друга, в семье появляется ещё одна возможность поговорить о ребёнке, о его жизни в группе и дома. Потому мы считаем, что совместное творчество - ещё один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей, включение родителей в образовательный процесс детского сада.
16-19 слайд
Традиционным стало проведение ежегодных акций. У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети выросли. Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети не только учатся принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души. Сразу для родителей это оказалось не просто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. Пусть не новая игра, но теперь, играя с друзьями, ребёнок может познакомить их с вариантами этой игры. А любимая книга стала ещё интереснее и звучит по-новому в кругу друзей.
В нашей группе прошли следующие акции: «Подари книгу детям» - в 2014 г приняло участие более 10 семей, в 2016 г более 18 семей.
В акции «Игрушки детскому саду» - в 2015 г приняли участие более 7 семей, в 2016 г более 10 семей.
20 слайд
Помимо традиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в настоящее время используется сетевое взаимодействие (сайт дошкольного учреждения, электронная почта, которые позволяют родителям быть в курсе всех событий из жизни дошкольного учреждения, выражать свои восхищения результатами и продуктами детской деятельности, давать советы и рекомендации. Там размещаем различные консультативные материалы, выкладываем новости, презентации и фотографии. По итогам тематической недели размещаем материал, рассказывающий о том, что конкретно изучали по данной теме. Например: размещены материалы на темы: «Раньше и теперь», «Наш край», «Города России», «Страны и континенты», «Моя родословная», и т. д.
Какой же мы сделали вывод из проделанной работы.
Пока ещё во многом инициатива идёт от педагога, но уже видно, что родители начали проявлять интерес к участию в образовательном процессе ДОУ. Изменился характер вопросов родителей к педагогу, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
21 слайд
-У родителей появился интерес к организации образовательной деятельности, к пониманию ребёнка, к анализу своих достижений и ошибок, участие в конкурсах, праздниках, субботниках.
(было 60%, стало более 90%).
- Вовлечение родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения привело к тому, что родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч, помощниками педагогов.
(Родители стали больше «погружаться» в жизнь дошкольного учреждения, играть с детьми, проводить познавательные беседы, рассказывать о чём-то интересном, принимать участие в конкурсах, выставках, и т. д.)
- У многих родителей открылись таланты, о которых они не подозревали, пока не стали участниками образовательной деятельности.
22 слайд
Мы предлагаем вам несколько советов, которые помогут активизировать участие родителей в образовательном процессе детского сада. Они размещены на слайде.
От совместного участия родителей и педагогов в жизни дошкольного учреждения выигрывают все, но особенно наши дети.
23 слайд
Они с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много знают, умеют и могут.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться, поэтому участие родителей в образовательном процессе детского сада необходимо.
Мы будем продолжать искать новые формы вовлечения родителей своих воспитанников в образовательную деятельность дошкольного учреждения.
24 слайд Спасибо за внимание!