ЛЮБОВЬ СОЛОМЕИНА
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Речевое развитие детей дошкольного возраста
Ребенок запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь.
Публикация «Речевое развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Ребенок запоминает то, что услышал, поэтому неправильное произношение, сюсюканье, диалекты, слова-паразиты очень быстро запоминаются. А как известно переучивать сложнее, чем научить. Ребёнок дошкольного возраста заговорит правильно тогда, когда будет слышать правильную литературную речь. Каковы компоненты речи? В таблице это выражено так:
Развитие речи это формирование словаря, грамматический строй, звуковая культура, связная речь
речевое развития детей 2-4 лет.
Формирование словаря.
Для проведения диагностического обследования младших дошкольников и выявления их уровня речевого развития необходим иллюстративный материал: тематические предметные и сюжетные картинки. Детей необходимо заинтересовать, а потому все задания предлагаются в игровой форме.
Дошкольники должны ориентироваться в следующих лексических темах: «Времена года», «Игрушки», «Овощи и фрукты», «Одежда и обувь», «Посуда», «Мебель», «Предметы личной гигиены», «Домашние и дикие животные», «Домашние птицы», «Насекомые», «Человек. Части тела».
Для закрепления имён существительных можно предложить варианты заданий.
• Вариант. 1. В таблице разные предметные картинки взрослый показывает любое изображение, а ребёнок должен сказать, что это.
• Вариант 2. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен найти его изображение.
• Вариант 3. Взрослый предлагает выбрать все картинке по заданной тематике. Например, «Покажи игрушки». «Собери овощи». «Где домашние животные?».
Использование глаголов в речи можно проверить, предложив дошкольнику этого возраста сюжетные картинки, с изображением трудовых действий, способов передвижения, эмоциональных состояний людей. Ребёнок рассматривая картинку, должен отвечать на предложенные вопросы. Например, «Как передвигается червяк? Бабочка?» и т. д.
Можно предложить игру «Кто как голос подаёт?» — взрослый спрашивает «Как поёт петух? Утка? Воробей? Кошка? и т. д.
Прилагательные. Взрослый показывает или изображение, или какой-то предмет и просит определить его цвет, размер, какой на вкус. Например, лимон (жёлтый, кислый).
Для дошкольников 3-4 лет предложить игру «Скажи наоборот». Взрослый начинает фразу, а ребёнок заканчивает:
• Стол большой, а стул …. (маленький).
• У мамы волосы длинные, а у папы …. (короткие).
• Волк злой, а заяц … (добрый).
Для проверки наречий (высоко-низко, далеко-близко, тепло-холодно, хорошо-плохо) также понадобятся сюжетные картинки.
Грамматический строй речи
Чтобы проверить умения детей ставить существительные в форму множественного числа, ему предлагается рассмотреть парные предметные картинки (стул-стулья, тарелка – тарелки и т. д.) и ответить «Что изображено на одной картинке? (один предмет) на другой? (несколько предметов).
Проверка сформированности умений образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных происходит при помощи предметных картинок. Ребёнку можно предложить назвать изображённые предметы ласково, например, кукла – куколка, стол — столик, яблоко – яблочко и т. д.
Умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами лучше при помощи сюжетных картинок или игрушек и наводящих вопросов. Например, кукла спит, а куклы? Мяч лежит, а мячи?
Употребление глаголов в разном времени можно закрепить с помощью вопросов типа, «Что делаешь сейчас? Чем занималась вчера мама? Что ты будешь делать завтра?»
Правильное использование предлогов также проверяется с помощью вопросов по сюжетным картинкам или расположению предметов в пространстве. Например, перед малышом стоит коробка, в ней лежит красный кубик, а на нём зелёный, перед коробкой сидит кукла, за ней – матрёшка. Ребёнку можно задать вопросы: «Где находится кукла? Кубики? Зелёный кубик? Красный? и т. д.
Звуковая культура речи
Это чёткое произношение всех звуков. Ошибки взрослый может услышать в повседневной речи дошкольников. Также можно попросить ребёнка повторить за родителем слова для проверки какого-то конкретного звука, например, твёрдый и мягкий звук «м» — мышь, мяч, Маша, мишка.
Связная речь
Дошкольники должны уметь:
• внятно выражать свою мысль;
• рассказывать знакомую сказку, событие из своей жизни (Как провёл выходные? Что понравилось в цирке? и т. п. ;
• составлять небольшой описательный рассказ об игрушке с помощью наводящих вопросов и по сюжетной картинке «Кукла обедает», «Девочка играет в куклы».
В таблице приведены примерные требования к рассказыванию знакомой сказки (для высокого уровня речевого развития младших дошкольников).
2-3 года
• Рассказывает самостоятельно
• Называет всех героев сказки
• Знает последовательность действий
3-4 года
Рассказывает самостоятельно
• Знает героев и их характерные признаки, например, волчок-серый бочок, мишка косолапый, зайка трусишка.
• Знает последовательность событий
• Начинает и заканчивает сказку теми же словами, что и в книге.