Людмила Кистенева
Консультация «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая готовность ребенка к школе
Готовность ребенка к школьному обучению определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной или письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом, и полноценнее будет приобретенная письменная речь.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению специфических ошибок, не поддающихся устранению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте.
Обязательной проверке подлежит следующее :
1. Правильность произношения звуков
2. Умение различать звуки речи на слух
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов
4. Состояние словарного запаса
5. Сформированность грамматических систем
6. Владение связной речью
ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков, причем особенно недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (типа сыпленок вместо цыпленок или лыба вместо рыба) Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ НА СЛУХ
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить, то есть «опознать» каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при неразличении на слух звуков Б и П он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БУЛКА или ПОТОЛОК.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ
Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличить друг от друга все составляющие его звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия,предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре у ребенка т обобщающие слова (типа ОДЕЖДА,ПТИЦЫ,ЖИВОТНЫЕ,ОВОЩИ,ФРУКТЫ и т. п., которые начинают усваиваться детьми примерно с трех-трех с половиной лет.
СФОРМИРОВАННОСТЬГРАММАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов по различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т. п) без изменения при этом основного значения слова. Например, слова СТОЛ,СТОЛОМ,СТОЛЫ выражают лишь разные отношения этого слова в предложении, но стол при этом так и остается столом
При словообразовании же меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении,- образуются так называемые однокоренные слова. Так,слова СТОЛ,СТОЛИК,СТОЛОВАЯ,НАСТОЛЬНЫЙ,СТОЛИЦА являются уже различными словами, а не разными формами одного слова
Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к 4 годам, тогда как системой словообразования- лишь к 7-8. Эти сроки довольно условны
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценной устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.
Большинство людей этим умением овладевают своевременно, у некоторых же здесь наблюдаются определенные трудности. При этом в одних случаях недостаточность овладения грамматическими закономерностями языка видна уже в повседневной речи ребенка, в других это можно выявить лишь в процессе специального исследования