Елена Бочегова
Консультация «Как оценить готовность ребенка к школе»
Невозможно дать однозначные общие рекомендации: хорошо ли отдавать ребенка в школу с шести лет или же совсем наоборот. Каждый ребенок — уникальная личность, со своими особенностями, поэтому решение о начале обучения в школе с 6 лет нужно принимать в каждом случае индивидуально, сообразуясь с его уровнем физиологической и психологической зрелости.
Публикация «Консультация „Как оценить готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Если вы подумываете о том, чтобы отдать своего малыша в школу до достижения им семи лет, попробуйте самостоятельно проверить, насколько он готов к обучению.
Ориентировочный тест школьной зрелости A. Керна — Я. Йирасека
Основная цель теста — установить степень умственной зрелости ребенка для определения возможности поступления в школу. В тесте всего 3 задания.
Задание 1.
Дайте ребенку бумагу и карандаш и попросите нарисовать человека.
Оценка результата :
1 балл — нарисованная ребенком фигура человека имеет голову, шею, туловище, руки и ноги. Шея не должна быть слишком длинной. На голове должны быть волосы (или шапка) и уши. На лице — глаза, нос и рот. Руки закончены кистями, на каждой из которых по пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда соответствует полу нарисованного человека.
2 балла — могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки. Все остальное вышеперечисленное должно быть нарисовано.
3 балла — на рисунке должны быть изображены голова, тело, руки и ноги. Руки и ноги должны быть прорисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней. 4 балла — нарисованы голова с лицом и туловище. Руки и ноги изображены в виде черточек.
5 баллов — нет четкого изображения туловища, голова и тело составляют одно целое, руки и ноги — черточки.
Задание 2.
Покажите ребенку тетрадный лист, на котором письменными буквами написано: «Маша спит». Попросите ребенка написать точно так же, вне зависимости от того, умеет он писать или нет.
Оценка результата :
1 балл — удовлетворительное подражание образцу, оба слова можно прочитать. Первая буква предложения имеет заметно большую величину. Буквы хорошо соединены, ясно читаются два слова. Написанное не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30 градусов.
2 балла — достаточно разборчивое подражание написанному. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.
3 балла — очевидно разделение на две части, некоторые буквы можно разобрать (слова уже не разобрать).
4 балла — по крайней мере, две буквы похожи на образец. Написанное в целом похоже на буквы в строчке.
5 баллов — совершенно неразборчивые каракули.
Задание 3.
Покажите ребенку лист, на котором проставлены точки в определенном порядке
Попросите ребенка нарисовать точно так же.
Оценка результата :1 балл — почти идеальное подражание образцу. Рисунок должен быть параллелен с образцом. Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть больше чем наполовину. Возможно очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца.
2 балла — количество и расположение точек то же, что и в образце. Допускается отклонение трех точек на половину промежутка между рядами или столбцами.
3 балла — контур похож на образец. По высоте и ширине группа точек не превосходит образец больше чем в два раза. Количество точек неверно, но их не меньше семи и не больше двадцати. Допускаются любые повороты изображения, в том числе и на 180 градусов.
4 балла — рисунок состоит из точек, но он уже не похож на образец даже по контуру. Недопустимы иные, чем точки, линии и формы.
5 баллов — каракули.
Итоговая оценка результатов теста
Теперь сосчитайте все набранные ребенком баллы :
От 3 до 6 баллов — общее умственное развитие выше среднего.
От 7 до 11 баллов — норма.
От 12до 15 баллов — ниже нормы.
Если ваш ребенок набрал невысокий балл, не стоит переживать, поскольку исследованиями установлено, что 30 % детей, плохо справившихся с данным тестом, при обучении в школе учились на «хорошо» и «отлично» и добивались значительных успехов. Так что используйте этот тест как некий ориентир и не забывайте о том, что ни один тест, даже самый точный, не является истиной в последней инстанции. Например, в фантастическом рассказе И. Ефремова о далеком будущем человечества компьютер, тестировавший людей для распределения их на работу, оценил гения как полнейшего идиота и направил его в мусорщики. Как программа того компьютера, так и тесты рассчитаны на средние значения, и любые отклонения от нормы (а гениальность и нестандартность мышления — явные отклонения от нормы) могут быть оценены в сторону занижения умственного развития.
Установлено, что шестилетний ребенок может плодотворно учиться, если:
— длительность урока не превышает 35 минут;
— учебный материал дается небольшими порциями и объем его небольшой;
— на уроке обеспечивается смена видов деятельности, то есть урок как бы состоит из нескольких частей, объединенных одной темой;
— в урок включены игровая деятельность, элементы игры, дидактические и развивающие игры;
— много практической деятельности с предметами, работы с наглядным материалом;
— перерывы между уроками составляют не менее 20 минут, и во время этих перерывов проходят активные игры и прогулки;
— большее количество уроков - общеразвивающие (музыка, физкультура и ритмика, изобразительное искусство);
— один день ежемесячно посвящается какой-либо экскурсии.
Все вышеперечисленное стоит учитывать и при занятиях с ребенком в детском саду и тогда, когда вы занимаетесь с ним дома.
Не забывайте также о том, что шестилетние дети нуждаются в непосредственных, эмоциональных контактах, которые недостаточны в условиях формализованного школьного общения. Все шестилетние дети быстро утомляются из-за перегрузок, а потому вполне можно ожидать и капризов, и срывов в поведении.