Ольга Перелигина
Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители, бабушки и дедушки занимаются с ребенком с утра до вечера, так что ему и поиграть некогда. Даже время прогулок приходится сокращать. А что будет весной? Перед приемом в первый класс? Но может быть и так, что школьный психолог вдруг огорошит маму на приеме: «Ваш ребенок – замечательный, но к школе пока не готов. Лучше ему еще годик в детский сад походить». Мама, конечно, в гневе: «Насажали «специалистов»! Напридумывали глупостей! Да кто он такой этот психолог, чтобы мне указывать? Ребенок и читает уже, и до ста считает, и домашний адрес знает. И прописи освоил! И он, видите ли, не готов! Что значит – не готов?»
Публикация «Консультация для родителей „Готовность ребенка к школе“» размещена в разделах
Действительно, что же значит – «не готов»? Что, собственно, означает эта злополучная «готовность к школе», которая доставляет так много хлопот педагогам и заставляет так сильно нервничать родителей?
У каждого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребенок из обычной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего еще хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребенком, игнорируя законы его психологического развития.
Готовность – это определенный уровень психического развития человека. Не набор некоторых умений и навыков, а целостное и довольно сложное образование. Причем неправильно суживать его исключительно до «готовности к школе». Каждая новая ступень жизни требует от ребенка определенной готовности – готовности включаться в ролевые игры, готовности отправиться без родителей в лагерь, готовности обучаться в ВУЗе. Если ребенок в силу проблем своего развития не готов вступать в развернутые отношения с другими детьми, он не сможет участвовать в ролевой игре. Если он не готов ехать в лагерь без родителей, оздоровительный отдых обернется для него пыткой. Но наивно полагать, что можно предотвратить какие-то сложности в его жизни, опережая события. Существует непреложная логика личностного развития: человек не может в своем развитии перейти на новый этап, если он не пережил, не прожил полноценно этап предыдущий.
Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно измениться. У него должны развиться новые психические функции. Их невозможно развить заранее, потому что в дошкольном возрасте они отсутствуют. «Тренировка» - это вообще некорректное по отношению к маленькому ребенку слово. Моторика, память, мышление – все это прекрасно. Только к школьной готовности относится не только это. Огромное количество книжной продукции, запудривающей родителям мозги, никак не влияет на вызревание школьной готовности. Это процесс внутренний, и извне им управлять невозможно.
Во-первых, ребенок должен уметь видеть учебную задачу, принимать ее. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: «Первый показатель готовности к школе – «прием учебной задачи». Когда учитель пытается объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плиткой кухне, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине, в котором плитку купили и т. п., это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят ее. Почему? Потому что они не готовы к школьному обучению.
Во-вторых, ребенок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, ее смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитатель написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. Один мальчик придумал такую задачу: «У мамы было 5 ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Дети ответили, что «осталось двое ножниц». На полном серьезе. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют ли считать эти малыши? Да, умеют. Готовы ли к школе? Нет, не готовы.
Третья составляющая готовности к школе – появление специфической самооценки. Дошкольники еще не выделяют себя из окружающей действительности в качестве субъектов деятельности. Местоимение «я» для них тотально: не я в конкретной деятельности, а «я» вообще, в целом. Например, на картинке изображена горка, с которой съезжает на лыжах мальчик. А на другой картинке этот же мальчик лежит в сугробе, лыжи торчат в разные стороны. Детям задается вопрос: «Почему так вышло? В чем причина неудач?» Дошкольники отвечают, что «горка крутая», а школьники – что «мальчик не очень хорошо умеет кататься на лыжах». В этом заключается представление школьников о себе, как о субъекте деятельности.
Четвертая составляющая: дошкольник живет в игровом пространстве, а школьник в деятельности. Дошкольника интересует сюжет, но совершенно не интересует процессуальная сторона деятельности. Казалось бы, парадокс: ведь дошкольник и мыслит – то, только что-нибудь делая. Но он не рефлексирует способы своей деятельности. Если задача у него не получается, то дошкольник скажет : «А я как будто сделал!» То есть, главным для дошкольников является вопрос «что?», а для школьников - «как?».
Вот такие специфические составляющие школьной готовности.
Теперь надо ответить на важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребенок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребенок недоразвитый». Или: «Ваш ребенок – плохой». Но констатируемая на данный момент неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребенку с поступлением в школу надо повременить. Он еще не доиграл.