Татьяна Амириадис
Реализация требований ФГОС посредством использования позитивных средств стимуляции познавательной активности и деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционный курс «Логопедические занятия» входит в коррекционно - развивающую область адаптированной основной общеобразовательной программы.
Цель курса - способствовать успешности адаптации учащихся посредством своевременного выявления и коррекции недостатков устной и письменной речи. Федеральный государственный образовательный стандарт для учащихся с интеллектуальными нарушениями предписывает обязательный учёт особых образовательных потребностей учащихся при проведении и планировании работы с ними. К ним относятся:
1. Раннее получение специальной помощи средствами образования;
Публикация «Реализация требований ФГОС посредством использования позитивных средств стимуляции познавательной активности и деятельности» размещена в разделах
2. Обязательность непрерывности коррекционного процесса;
3. Практико- ориентированный, действенный характер содержания образования;
4. Доступность содержания познавательных задач;
5. Удлинение сроков получения образования;
6. Систематическая актуализация сформированных знаний и умений;
7. Специальное обучение «переносу» с учётом изменяющихся условий ситуации;
8. Обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учётом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов обучающихся;
9. Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся;
10. Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся к обучению и социальному взаимодействию со средой;
11. Стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения- одна из таких потребностей.
Главной задачей логопедической работы с первоклассниками является коррекция звукопроизношения. Учащиеся имеют от 1-2 до 10 - 15 нарушенных звуков. Необходимо проделать долгий и трудный путь от выявленных нарушений звукопроизношения до использования красивых исправленных звуков во всех ситуациях речевого общения. И здесь особенно важно использовать позитивные средства стимуляции. Начало школьного пути является удачным этапом для закладывания предпосылок успешности ученика.
Коррекция звукопроизношения данной категории учащихся тяжёлая, но решаемая задача. На первом этапе осуществляется постановка звука. Трудности постановки могут быть обусловлены аномалиями строения речевых органов, нарушением их функционирования, слабостью и неправильным распределением выдыхаемой воздушной струи.
Когда появляется звук, необходимо закрепить (автоматизировать в различных речевых единицах).
Почему же мы часто не наблюдаем у ребёнка улучшения речи? Это связано с затруднениями автоматизации. Причиной этому является по мнению С. Я. Рубинштейн «прочность старых и замедленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах».
На логопедических занятиях используем специальные средства позитивной стимуляции деятельности, благодаря которым обеспечивается большая эффективность работы.
1. Экран звукопроизношения «Солнышко» (Слайд 2) - помогает наглядно проследить состояние произношения каждого нарушенного звука у каждого учащегося. Стимулятором является количество лучиков у солнышка. Чем лучше употребляется звук, тем больше лучиков становится, заключительным этапом является появление глаз и улыбки. Это значит, что звук закрепился. Данная деятельность вызывает интерес у детей, чувствуют себя участниками процесса- лучики рисуем вместе после каждого занятия. Показателем действенности данного средства являются вопросы и высказывания учащихся:
«Я сегодня хорошо произносил? Я заработал лучик»
«Скоро солнышко заулыбается».
«Я старался! Нарисуем лучик»
«Мне нужно еще два солнышка зажечь и будет красивая речь».
2. «Лесенка успеха» (Слайд 3) применяется при анализе работ: письменных, устных и др.
В первом классе безоценочная система. Особенностью логопедической работы является то, что оценивается не столько успеваемость, столько усилия, которые приложил ребёнок.
Показателем действенности являются высказывания детей:
«У меня на самой верхней, хорошо работал».
«У меня на средней, надо постараться, чтобы наверх залез».
3. Использование кубиков — мякишей (Слайд 4-6)
Метод «Кубиков - мякишей» эффективен и при работе с олигофренами и во многих других случаях задержки развития психики ребенка. Благодаря «Кубикам» значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются описывать предмет, составлять предложения и реабилитируются дети с ЗПР и ОНР, ДЦП, ТМНР. Выводят в речь аутичных детей.
4. Использование круп (Слайд 7-8)
Работа проводится при изучении букв (рисовать пальчиком буквы); «печатание» на листе букв из круп; при изучении предметов по лексическим темам (наносится на контур предмета клей и посыпается крупой).
5. Использование цветной бумаги, цветных салфеток, ваты, пластилина (Слайд 9-11)
Работа проводится по развитию мелкой моторики, по закреплению навыков словоизменения и словообразования, связной речи.
6. Использование мягких пазл и мозаик (Слайд 12-13)
Выполнение мелко — моторных операций с мозаиками и пазлами не как самостоятельный или дополнительный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, во время автоматизации звуков речи.
7. Использование настольно — печатных игр (Слайд 14 -17)
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и др.
6. Использование дидактических игр (Слайд 18-19)
В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение речи, широко используются дидактические игры. По каждому направлению работы подобраны игры для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате. С другой стороны, игровая мотивация может служить и усложнением при закреплении навыка правильного произношения, т. к. увлёкшись игровым сюжетом, ребёнок перестаёт контролировать произношение и может проиграть. Поэтому ему приходится концентрировать на двух задачах одновременно: соблюдать правила игры и контролировать правильное произношение.
7. Использование приемов дыхательной гимнастики (Слайд 20 - 23)
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Для формирования длительной и плавной воздушной струи использую следующие приёмы :
Графическое изображение «волн», «горок». В процессе пения на выдохе ребенок проводит пальцем ведущей руки по изображенным дорожкам. Направление движения пальца слева направо. При этом можно повышать (проводя пальцем вверх) и понижать (проводя пальцем вниз) тональность, громкость. Кроме этого ребенок проводит пальцем не по гладкой поверхности, таким образом одновременно воздействуем и на мелкую моторику рук детей. "Колобок"(ткань,горох,спички). Также при разминки по звукопроизношению «Комарики», «Транспорт» и т. д.
Основой дыхательных упражнений «Забавный ветерок» является развитие у детей объёма речевого дыхания, нормализации его ритма, выработка плавного, длительного, экономного выдоха при звучащей речи, правильном усвоении звуков и способности изменять силу их звучания.
8. Использование компьютерных технологий, логопедический тренажёр. (Слайд 24 - 36)
Работа ведётся в режиме «Звук», хорошее средство на этапе автоматизации звуков. Помогает выработать сильный речевой выдох, что важно для правильного произношения звука. Возможность контроля медленного плавного произнесения фразы. Возможность работы парами. Работа в других режимах. Например, выработка первоначального навыка чтения. Цели использования тренажёра :
- выработка навыка, многократность;
- в качестве поощрения.
«Автоматизация и закрепление звука ш», игра «Четвертый лишний» - работа ведется в виде презентации (при правильном ответе исчезает или появляетя нужная картинка).
Автоматизация звука – это самый длительный и трудный этап в коррекции звукопроизношения. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях. Результат занятий во многом зависти от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру.
Цикл тренажеров «Что лишнее?", «Эхо» и "Разноцветные бусы" дают такую возможность. Работа на тренажере позволяет сместить акцент с собственно произносительной стороны речи на решение более увлекательных задач: «найди», «разложи», повтори и т. д.
«Что лишнее?»
Ребенку предлагается назвать все предметы изображенные на слайде. На поле нужно перенести только те предметы, в названии которых есть изучаемый звук. Предлагается интонационно выделять звук. Проверить правильность выполнения задания поможет Совенок.
9. Карта самонаблюдений (Слайд 37).
Таким образом, позитивные способы стимуляции деятельности способствуют переживанию ребёнком ситуации успеха, что вызывает у него необходимость стремления к «себе лучшему», что в, целом, обеспечивает эффективность логопедической работы.