Татьяна Кутузова
Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Выпускная работа
на тему:
«Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Выполнила:
воспитатель МБДОУ №169
г. Ульяновска
Кутузова Татьяна Васильевна
Ульяновск 2015
Содержание
Введение
Часть 1. Теоретические основы формирования позитивных установок к труду у дошкольников посредством игровой деятельности
1.1. Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду у дошкольников
Публикация «Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников посредством игровой деятельности» размещена в разделах
1.2. Использование игры как средства формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Часть 2. Организация и содержание работы по формированию позитивного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности
2.1. Исследование уровня сформированности позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста
2.2. Моделирование работы по формированию позитивных установок к труду у младших школьников посредством игровой деятельности
Заключение
Список литературы
Введение.
Подготовка детей к взрослой трудовой деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению, их адаптация к существующей динамичной социально-экономической ситуации имеет в современном российском обществе статус приоритетной социально-педагогической проблемы.
Актуальность темы исследования доказана выходом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором существенное место отводится социально-коммуникативному развитию детей. В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выступает формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества. В п. 3.1 ФГОС ДО описаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие детей во всех основных образовательных областях…» [15]. Таким образом, позитивные установки к различным видам труда является одним из важных факторов воспитания личности.
Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным образом меняет все представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов достигнутых в труде, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения, навыки и мышления.
Объектом исследования выступает формирование позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является процесс позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Гипотеза исследования: продуманная системная игровая деятельность, имеющая целью знакомства и приобщения к деятельности взрослых, вырабатывает позитивные установки к труду у детей младшего дошкольного возраста.
Целью исследования является создание системы по формированию позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Подобрать серию игр, направленных на формирование положительного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать воспитательное влияние различных игр на формирование положительного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста.
Практическая часть работы осуществлялась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №169 г. Ульяновска с детьми второй младшей группы.
Часть 1. Теоретические основы формирования позитивных установок к труду у дошкольников посредством игровой деятельности.
1.1. Психолого-педагогические основы формирования положительного отношения к труду у дошкольников
Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [16].
Современный подход к трудовому воспитанию дошкольников определен в ФГОС ДО (ч. II, п. 2.6, где включен в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» [15]. Целью трудового воспитания является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Данная цель может быть реализована через решение следующих задач:
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
• развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества дошкольников понимается как целенаправленная организация процесса по развитию у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.
В последнее время проблемой формирования позитивных установок к труду в обучении и воспитании детей занимались Гуляева Т. Н., Кугаева Н. А., Куцакова Л. В., Майданкина Н. Ю., Филиппова Л. И., Савина Т. В. и другие.
Последние исследовательские публикации на данную тему интересны своим комплексным подходом, о котором говорят в своей работе Майданкина Н. Ю. и Филиппова Л. И. [10].
Авторы рассматривают деятельность по приобщению детей к труду как целостный образовательный процесс, сконструированный на основе следующих принципов и подходов:
- комплексность;
- учет социальной ситуации развитии;
- соответствие возрастным возможностям и особенностям воспитанников;
- региональность.
Авторы в своей работе предлагают приобщать детей к труду через знакомство их с профессиями на основе комплексного подхода и предлагают организовать следующие виды детской деятельности :
- познавательно-исследовательская;
- коммуникативная;
- восприятие художественной литературы;
- изобразительная;
- конструирование;
- игровая;
- двигательная;
- элементарная трудовая.
1.2. Использование игры как средства формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Особое значение для становления трудовой деятельности имеет игра. В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественно полезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре, взрослые осуществляют важную воспитательную и ориентировочную работу, формируют главную предпосылку к общественно полезному труду - определенное положительное отношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизнь взрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии [1].
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности : цели, мотивы, средства реализации, планомерные действия и результат.
Известный отечественный психолог П. П. Блонский выделял специфические черты труда детей. Он установил, что в этом возрасте трудно провести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так как высшая форма труда - творческий труд - подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду.
В младшем дошкольном возрасте многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда и творчества игровая деятельность способствует развитию у дошкольников эмоциональной отзывчивости, активности, коммуникабельности, уважительного отношения к старшим, желания оказывать помощь и поддержку младшим, социализированности.
Игровая деятельность дошкольников может реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде отображены в основных регламентирующих документах:
1) Согласно пункту 3.3. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [15].
2) В письме Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» сказано:
Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. 13].
3) Согласно п. 6.10. СанПиН в дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции.
Часть 2. Организация и содержание работы по формированию позитивного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
2.1. Исследование уровня сформированности позитивных установок к труду у детей младшего дошкольного возраста
Формирование отношения к труду у дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:
- собственной трудовой деятельности,
- ознакомления с трудом взрослых,
- с помощью художественных средств.
Собственная трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются конкретного результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
Мы в своем исследовании выбрали второе направление: ознакомление с трудом взрослых через построение игровой деятельности.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширить представления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, сформировать позитивные установки.
Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №169 г. Ульяновска.
На практическом этапе работы последовательно решались следующие задачи:
1) Выявить уровень сформированности позитивных установок к различным видам труда детей второй младшей группы;
2) Разработать комплексный план ознакомления детей с различными видами труда в мире взрослых; сформировать картотеку дидактических, сюжетно-ролевых и других игр на ознакомление с различными профессиями; разработать конспекты образовательной деятельности;
3) Организовать образовательную деятельность, провести выходную диагностику уровня сформированности позитивных установок к труду, проанализировать полученные результаты.
На первоначальном этапе работы – при проведении диагностики – в исследовании принимало участие 7 детей второй младшей группы.
Исследование проводилось в ходе режимных моментов.
Было выделено четыре методики для выявления уровня сформированности положительного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста.
1. Беседа на выявление уровня знаний о различных видах труда (профессий)
Материал: Иллюстрации с изображением повара, врача, парикмахера, дворника, продавца.
2. Наблюдение.
Приемы: показ иллюстраций с изображением процессов хозяйственно-бытовой деятельности; наблюдение за трудом дворника, экскурсия на пищеблок и к мед. работнику детского сада.
3. Анкетирование.
Цель: выявить отношение детей младшего дошкольного возраста к поручениям в семье.
Материал: анкетирование родителей. Формирование позитивных установок к труду немыслимо без систематической включенности в элементарную трудовую деятельность дома. Поэтому мы предложили родителям воспитанников второй младшей группы ответить на вопросы анкеты (Приложение 5).
4. Игра.
Цель: выявить сформированность положительного отношения к труду у детей младшего дошкольного возраста посредством простых сюжетно-ролевых игр («Магазин», «На приеме у врача», «Угостим гостей»).
Приемы: предварительная беседа о профессиях, разглядывание иллюстраций, выбор темы для сюжетно-ролевой игры.
Было выделено три уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень сформированности положительного отношения к труду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо специально воспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний, составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможности стартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Он характеризуется умением детей называть и элементарно объяснять свои представления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровней отсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слабо развитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низким качеством исполнительных операций.
Средний уровень сформированности положительного отношения к труду.
На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи и закономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности с учетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности более разнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частично самостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения, инициативы ограничены.
Высокий уровень сформированности положительного отношения к труду возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми, в процессе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Этот уровень характеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности, способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержанием детских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшей социальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.
В таблице представлены результаты анкетирования родителей по вопросам воспитания ребёнка в семье "Ребёнок дома" :
№ Вопросы Баллы %
1. Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно одеваться?
Всегда одевается сам
Одевается по просьбе взрослого
Одевается с помощью взрослого
Умеет, но не любит делать это самостоятельно
Не умеет
2
2
3
29
29
42
2 Есть ли у вашего малыша какие - либо домашние обязанности (убрать игрушки, расправить постель, расставить чайные чашки и др?
Да
Нет
6
1
86
14
3 Проявляет ли ваш ребёнок желание помочь маме (папе) в каком-либо деле?
Да
Нет
5
2
71
29
4 Как вы относитесь к просьбе делать что-либо с вами?
Принимаю предложение
Иногда разрешаю
Отказываюсь от помощи
3
3
1
42
42
14
Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень.
3 балла - высокий уровень
Фамилия, имя ребёнка Баллы Уровень сформированности позитивных установок к труду
Семенов Данил 3 высокий
Ахсянова Диана 1 низкий
Беленькая Селина 2 средний
Борисова Лера 2 средний
Дроздов Никита 1 низкий
Епишин Максим 3 высокий
Масов Натан 2 средний
Результаты, представленные в таблице, позволяют сделать выводы:
1. высокий уровень показали 2 ребенка (29%);
2. средний уровень - 3 ребенка (42%);
3. низкий уровень - 2 ребенка (29%).
Основываясь на показателях исследования уровня сформированности положительного отношения к труду, а также в соответствии с целью максимального использования разнообразных видов детской деятельности и принципом подготовки к жизни в современном обществе программы «От рождения до школы» [7], нами разработана система образовательной деятельности для детей второй младшей группы, предполагающая целенаправленную работу по формированию позитивных установок к различным видам труда.
2.2. Моделирование работы по формированию позитивных установок к труду у младших школьников посредством игровой деятельности.
Предложенная система работы по формированию позитивных установок к различным видам труда детей второй младшей группы предполагает организацию образовательной деятельности по представленным конспектам и может быть использована в практике образовательного учреждения с периодичностью 1 раз в месяц.
Работа по формированию положительного отношения к труду посредством игровой деятельности возможна в процессе проведения различных режимных моментов.
При моделировании работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с такими профессиями, как повар, портной, врач, шофер, парикмахер, прачка, их трудовыми процессами, с предметами – помощниками;
2. Воспитать уважение и позитивные установки к труду, вызвать желание трудиться;
3. Формировать представление о ценности труда родителей.
При разработке конспектов занятий мы использовали интеграцию как образовательных областей (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие, так и форм и методов работы :
1) Создание развивающей среды:
- Пополнение уголка «Кухня» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты.
- Пополнение игры «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп.
- Внесение дидактических и настольных игр: «Профессии», «У кого что?», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?».
- Пополнение библиотечки книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский «Федорино горе», С. Михалков «Дядя Степа».
- Оформление альбома «Стихи о профессиях».
- Внесение в группу наглядного материала «Врач», «Парикмахер», «Повар», «Портной», «Шофер».
- Добавление в уголок мальчиков транспорта: грузовых машин, легковых машин, трактора, т. д.
2) Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Экскурсия в прачечную, на пищеблок, в медпункт детского сада;
- Беседа о профессиях родителей;
- Дидактические и настольные игры «Профессии», «Угадай профессию», «Что лишнее?», «Чудесный мешочек» и др. (Приложение 2);
- Сюжетно-ролевые игры «Готовим обед», «Сделаем прическу кукле Маше», «Лечим кукле Даше горло», «Доставим груз», «Купим подарок к празднику» и др. ;
- Пальчиковые игры и физкультминутки «Компот», «Почтальон», «Мы шоферы» и др (Приложение 3).
3) Организация взаимодействия с семьей:
- рассказ родителей о своей работе детям дома;
- организация фотовыставки «Профессия моих родителей»;
- консультация для родителей «Все работы хороши или знакомство детей с профессиями» (Приложение 4).
Образовательная деятельность с детьми по формированию позитивных установок к труду имеет несколько этапов:
1. Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
2. Экскурсия.
3. Беседа по увиденному на экскурсии.
4. Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
Апробация представленной системы проводилась с детьми второй младшей группы. В процессе образовательной деятельности с данными детьми нами был апробирован конспект образовательной деятельности №1 «Врач – наш друг» (Приложение 1).
Заключение.
Формирование позитивных установок к различным видам труда - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних психологической готовности к труду, на формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
Одним из средств, способствующих воспитанию положительного отношения к труду в дошкольном возрасте, является игровая деятельность.
Правильно поставленным трудовое воспитание может считаться тогда, когда дети за доступный им труд будут браться так же охотно, как и за игру.
В ходе выполнения выпускной работы нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме. Анализ литературы показал, что проблема формирования позитивных установок к труду детей дошкольного возраста актуальна, и освещена достаточно полно. Педагоги не раз обращались к игре как средству трудового воспитания.
В процессе исследования было подтверждено, что систематическая комплексная работа с детьми раннего возраста по ознакомлению с трудом взрослых через игровую деятельность наиболее эффективно способствует формированию позитивного отношения к трудовой деятельности.
Необходимость проведения специальной работы по формированию положительного отношения к труду посредством игровой деятельности была подтверждена результатами исследования уровня сформированности положительного отношения к труду, а также данными анкетирования родителей второй младшей группы МБДОУ детский сад №169 г. Ульяновска.
Нами была реализована цель, которую ставили в начале исследования. Мы предложили систему работы по формированию позитивных установок к различным видам труда дошкольников, частично ее апробировали.
Таким образом, можно утверждать, что цель нашей работы достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, решены.
Список литературы:
1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Книга для воспитателей детского сада – М. : Просвещение, 1991.
2. Воспитание и обучение детей во второй младшей группе детского сада / Сост. М. Б. Зацепина. - М., 2006.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М. : Мозаика-синтез, 2015.
4. Гуляева Т. Н. Помощники. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №6, 2014.
5. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1988.
6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2006.
7. Кугаева Н. А. Все профессии нужны, все профессии важны. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №8, 2014.
8. Кулагин И. Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет. М. : Академия, 2003.
9. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 3-7 лет. - М. : Мозаика-синтез, 2007.
10. Майданкина Н. Ю., Филиппова Л. И. Приобщение дошкольников к труду в процессе взаимодействия с учреждениями авиационного кластера. «Управление дошкольным образовательным учреждением», №1, 2015.
11. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. Под ред. Р. С. Буре. - М. : Просвещение, 1987.
12. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.
13. Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 N 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
14. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М, 2006.
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 4-е изд. – М., 2006.
17. Савина Т. В. Коллективный труд детей дошкольного возраста. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения», №10, 2015.
18. СанПиН 2.4.1.3049-13 (для ДОУ) с изменениями
19. Сиротюк А. Л., Сиротюк А. С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. – М. : Сфера, 2009.
20. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – 5-е изд., - М. : Академия, 2001.
21. Формирование у дошкольников представлений о мире профессий через активацию познавательного интереса к труду металлургов : Материалы из опыта работы / Сост. Н. А. Ковтун. Гомель, 2012.
22. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. СПб, 2009.
23. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Владос, 1999.
24. Эльконин Б. Д. Психология развития. – 4-е изд., - М. : Академия, 2008.