Ирина Чуксина
Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.
У ее истоков стояли такие психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие.
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников.
Публикация «Развивающие технологии в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, то есть призывает, приводит в движение внутренние процессы развития.
Зона ближайшего развития – то, что ребенок сам еще сделать не может, ему нужна помощь, т. е. на определенном этапе развития ребенок может решать образовательные задачи под руководством взрослых и в сотрудничестве с другими детьми.
Зона актуального развития – то, что ребенок может сделать сам.
В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями. В этой связи возможно активизировать умственное развитие через содержание учебного материала, в котором приоритет отдается повышению теоретического уровня.
Система Л. В. Занкова основана на принципах: Обучение на высоком уровне трудности, приоритет и ведущая роль теоретических знаний, высокий темп изучения материала.
Система Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова основывается на формирование теоретических знаний и теоретического мышления на основе анализа, планирования, рефлексии.
Система Эльконина — Давыдова развивает у детей самостоятельность, инициативность, логическое мышление, умение аргументировано рассуждать и излагать свою точку зрения, нетрадиционно мыслить и находить нестандартные решения, повышает самооценку.
Применяя развивающие технологии в детском саду, следует учитывать:
1. Организовывать интегрированную образовательную деятельность, так как при таком подходе материал усваивается детьми лучше.
2. При проведении НОД делите детей на микрогруппы по 4- 5 человек (по половому признаку- на физкультурных занятиях, по коммуникативному признаку- кто с кем дружит, по общему развитию, по темпу выполнения- быстрым детям давать задания труднее и тем самым выводить их на более высокий уровень развития).
3. На развивающих занятиях очень важно не делать за детей то, что они смогут сделать сами, и не сообщать того, до чего они сумеют додуматься при оптимально созданных для этого условиях. Необходимо давать детям возможность предполагать, домысливать. К показу способов деятельности воспитатель приступает только тогда, когда дети не смогли додуматься до них сами после нескольких проб.
4. Со средней группы развивать способности к познанию мира через исследовательскую деятельность: в дифференцированных микрогруппах, с использованием схем разного содержания.
5. Развитая речь- основной показатель психического развития дошкольников. Необходимо просить детей уточнить сказанное, делая вид, что это очень важно для всех, но пока непонятно. Помните, что повторение чужих мыслей и заучивание наизусть способствует только тренировке механической памяти.
6. Важнейшей составляющей мышления дошкольников является способность к воображению. Особенно активно воображение развивается в пятилетнем возрасте. Чтобы использовать возможности данного возраста, необходимо давать задания, которые начинались бы со слов «представьте», «придумайте».
7. При проведении НОД нужно хвалить детей только в том случае, если они действительно интеллектуально потрудились. Старайтесь не принимать повторных ответов. Чтобы этого не происходило, большая часть деятельности воспитанников целесообразно организовывать в малых группах.
8. Предоставляйте право на ошибку и неточность при обсуждении темы и при выполнении заданий. Даже, если ребенок неправ, но старается участвовать в деятельности, он обязательно получает похвалу.
9. В каждом виде деятельности необходимо создавать ситуации выбора видов деятельности или своего фрагмента работы и учить детей выбирать.
В чем же заключаются отличия развивающего обучения от традиционного, если говорить о дошкольном образовании?
- Прежде всего это отказ от «директивного», «авторитарного» характера общения с детьми. Взрослый находится «не над, не рядом, а вместе с ребенком», то есть в основе содействие, сотрудничество детей и взрослого.
- Дозирование репродуктивной формы работы (т. е повтор – делай как я, основанной на повторении и заучивании, выполнении действий по образцу
- Психологический комфорт – залог успешного развития ребенка. Он не должен бояться ошибиться, сделать что – то неправильно. Там, где есть ошибка - там возможно развитие, креативное мышление.
- Ребенку всегда надо давать выбор (материала, способа, деятельности и т. д.) тогда ему будет интересно.
- Содержание занятия – это не цель, а только средство для достижения развивающих задач (главное в процессе обучения не передача определенных знаний, умений и навыков, а активный поиск в решении возникшей (поставленной педагогом) задачи).
- Ребенок должен быть нацелен на способы достижения результата, а не на сам результат, и хвалить надо именно за «пройденный путь», а не за сам результат.
- Уход от учебной деятельности, повышение статуса игры в процессе обучения.
- Не важно, усвоил ребенок сейчас содержание занятия или нет, главная задача в развитии способностей и творческого потенциала каждого ребенка, его личностный рост.
- Частая смена видов деятельности во время занятия, учет «клиповости» мышления современных детей – быстрая сменяемость информации и «картинки».
- Дети должны что – то делать руками. Ребенок действует – ему интересно – он развивается.
- Совместный поиск решения предполагает диалог с детьми, каждый высказывает свое мнение. При этом никакой критики! Неправильные ответы детей – это повод обсудить, искать – отсюда развитие ребенка.
- Вопросы, задаваемые ребенку, должны предусматривать неоднозначные ответы, что способствует рассуждению («Кто спит зимой в берлоге? или «А почему медведь спит в берлоге).
- На смену шаблонам приходит релиативный подход (релиативно – значит неоднозначно, относительно) – «все может быть всем». Например, какого цвета может быть трава, снег и т. д.
- Содержание и структура развивающего занятия должны быть гибкими, с ориентиром на создавшуюся ситуацию. На традиционном занятии главное – дисциплина. На развивающем занятии – условия выбора, проблемная ситуация, живой интерес.
- Итог занятия не может быть единым для всех, конец занятия открытый – тот, кто закончил, может помочь другому, украсить, сделать другой «дом» или пойти играть (при условии - не мешать остальным).
- Развитие ребенка не может ограничиваться рамками НОД (непосредственно образовательной деятельности, оно непрерывно. Поэтому выдвигаются новые требования к среде, в которой ребенок находится продолжительное время – она тоже должна носить развивающий характер.