Меркулова Екатерина Викторовна
Развивающие технологии коррекционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
К развивающим технологиям коррекционного обучения относятся следующие :
• Технология проблемного обучения
• Технология уровневой дифференциации
• Информационные компьютерные технологии
• Здоровьесберегающие технологии
• Песочная терапия
• Игротерапия
• Технология проектного обучения
• Сказочная куклотерапия
Здоровьесберегающие технологии
Публикация «Развивающие технологии коррекционного обучения» размещена в разделах
По значимости стоят на первом месте. Дети с задержкой психического развития, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому педагогу, работающему с такими детьми приходится нормализовать их психическое и физическое состояние. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.
На каждом уроке необходимо использовать различные динамические паузы: физкультминутки для снятия общего утомления, упражнения для кистей и пальцев рук, гимнастика для глаз, гимнастика для органов слуха, упражнения, корректирующие осанку, дыхательная гимнастика.
Динамические паузы
Во время урока, 2-5 мин., по мере утомляемости ученика. Рекомендуется для учащихся в качестве профилактики утомления. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение.
• Физкультминутки для снятия общего утомления. Могут быть комплексными – на все группы мышц.
• Упражнения для кистей и пальцев рук
• Гимнастика для глаз
• Гимнастика для органов слуха
• Упражнения, корректирующие осанку
• Дыхательная гимнастика
Требования к проведению физкультминуток
• Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания
• Комплексы должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно и результативность
• Проводятся на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата
• Предпочтение – упражнениям для утомлённых групп мышц
• Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
Пальчиковая гимнастика
«Тренируем пальчики развиваем речь»
Включает в себя активные упражнения и игры для пальцев и направлена на развитие мелкой моторики. Систематические упражнения по тренировке движений наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 2-4 мин. во время урока; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Снятие напряжения, нагрузки.
Выбор вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся
1. Преобладающий вид деятельности на уроке – письмо.
Рекомендуются: упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для кистей рук.
2. Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение.
Необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастикудля глаз.
3. Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.
На данном типе урока используют гимнастику для слуха. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать учащихся на уроке, для этого используют: дыхательную гимнастику.
Обязательным условием при проведении урока является учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Таким образом, организация урока на основе принципов здоровьесбережения с учетом зоны работоспособности, распределением интенсивности умственной деятельности, а также использование на уроках различных здоровьесберегающих технологий сокращает утомляемость детей на уроках в начальной школе.
Технология проблемного обучения
Для ребёнка представляет большой интерес решить поставленную перед ним проблемную задачу. Однако зачастую учащемуся с ЗПР самостоятельно не удаётся это сделать. Поэтому я всегда использую коррекционную помощь : подсказываю отдельные шаги с целью создания ситуации успеха на уроке. Я предлагаю ученику инструктивную карточку с планом рассуждений, который поможет ребёнку без особых затруднений справиться с поставленной задачей. Когда задание выполнено, ученик, пользуясь тем же планом, формулирует правило. Эту карточку ученик использует на протяжении данного урока при выполнении подобных заданий. Допустимо использовать эту карточку-помощницу и на последующих уроках, пока школьник не запомнит алгоритм рассуждений.
Применение проблемного подхода в обучении позволяет достигать определенных результатов:
-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
-у учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
Технология уровневой дифференциации
Дифференцированное обучение требует от учителей изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т. д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по определенному предмету, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Проанализировав знания ученика с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
• эта технология позволяет выявлять и учитывать индивидуальные особенности ребёнка;
• повышается рефлексивность и мотивация учения;
• повышается уровень удовлетворённости результатами обучения учеником и соответственно учителем.
Технология проектного обучения
Интегрированный подход к обучению – это необходимое условие проектной деятельности в начальной школе, инновационной технологии в процессе обучения. Интегрирование предметов направлено на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна. Особый интерес представляет интеграция по единому проекту, в основе которого лежит определённая проблема. Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Таким образом, метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Информационные компьютерные технологии
С учащимися с ЗПР необходимо вести работу по решению коррекционно-развивающих задач, которые учитель определяет на каждый урок. Корекционно-развивающих задач достаточно большое количество, их постановка зависит от трудностей конкретного ребёнка. У моего ученика недостаточно развиты процессы произвольного внимания, памяти и имеются недостатки в формировании пространственных представлений. С целью развития этих процессов я использую специальные электронные игры-презентации на своих уроках.
Кроме мультимедийных презентаций современный учитель имеет широкие возможности применения других электронных ресурсов: тренажеров, тестов, электронных обучающих игр. Использование тренажёров на уроке способствует развитию познавательной мотивации, интереса, активности при изучении любого предмета.
Грамотное использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке.