Ирина Щепетинникова
Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
В статье указан перечень программ и технологий для организации коррекционно-развивающей работы в ДОО компенсирующего вида.
Адресная направленность: педагоги групп компенсирующей и комбинированной направленности.
В соответствии с приоритетным направлением работы – коррекция речевого и психофизического развития детей с ОВЗ, - в ДОО компенсирующего вида используются следующие программы, пособия, технологии:
Публикация «Программы и технологии коррекционно-развивающего обучения в ДОО компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
• Нищева Н. В. : «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», 3-е изд., переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО – СПб, 2015 г.
• Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (4-7 лет). – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2009 (применяется специалистами в случае необходимости, при корректировке материалов).
• Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2007 (применяется специалистами в случае необходимости, при корректировке материалов);
парциальные специальные:
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М. : Просвещение, 2009;
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М. : Просвещение, 2009;
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. Программа логопедической работы с заикающимися детьми. – М. : Просвещение, 2009;
Принимая за основу вышеперечисленные программы, коллектив ДОУ строит воспитательно-образовательный процесс, используя следующие технологии:
• Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2003;
• Борякова Н. Ю. и др. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – 1994;
• Буденая Т. В. Логопедическая гимнастики: методическое пособие. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2003;
• Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. – 2003;
• Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. – М. : 2004;
• Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. – М. : АСТ, 2006;
• Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993;
• Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – 2002;
• Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. – 1994;
• Жукова Н. С. Формирование устной речи. – 1994;
• Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М. : Владос, 2003;
• Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха детей;
• Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. – 2006;
• Коноваленко С. В., Коноваленко В. В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР;
• Краузе Е. Логопедия. – С. -Пб. : Корона Принт, 2008;
• Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! – С. -Пб. : Литера;
• Куделинская Л. Н., Седова Е. В. Программа практики по логопедии: учебно-методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2006;
• Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005;
• Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – С. -Пб. : КАРО, 2004;
• Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях;
• Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2002;
• Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе для детей с ОНР. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2006;
• Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2006;
• Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2006;
• Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. – 2006;
• Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2006;
• Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 2008;
• Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с ОНР;
• Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М. : АРКТИ, 2002;
• Павлова Л. Н. Развитие речи и мышления. – 2008;
• Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003;
• Соколова Ю. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2003;
• Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М. : Сфера, 2004;
• Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи: методическое пособие. – С. -Пб. : Детство-Пресс, 1999;
• Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – 1998;
• Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4-6 лет. – М. : Гном и Д, 2001;
• Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов. – М. : Гном и Д, 2001;
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М. : Гном-Пресс, 1999;
• Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи;
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях детского сада. – М. : 1993;
• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста;
• Фомичева Н. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж: МОДЭК, 1997;
• Хватцев М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками. – С. -Пб. : Дельта, М. : Аквариум, 1999;
• Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – С. Пб. : 1999;
• Щербакова Ю. В., Зубанова С. Г. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.
УМК Нищевой Н. В., в комплект входят следующие пособия:
• Веселая мимическая гимнастика
• А как поступишь ты? Дошкольникам об этикете.
• Волшебное дерево (развитие временных представлений)
• День России. День Конституции. День народного единства.
• Дидактический материал к подгрупповым занятиям в младшей группе
• Живая природа. В мире растений.
• Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста.
• Играйка №1, № 3, №11, № 12
• Играйка-грамотейка № 6
• Играйка-различайка № 9
• Играйка – собирайка № 4
• Играйка – считайка № 10
• Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп
• Картинный материал к речевой карте 3-4 года
• Картинный материал к речевой карте 4-7 года
• Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественно-научных представлений в разных возрастных группах
• Картинки на автоматизацию звуков
• Картинки на автоматизацию свистящих
• Картотека предметных картинок. №1,3, 10,11,13,15,16,17, 18,
• Картотека предметных картинок. №27.
• Картотека предметных картинок. Выпуск 29. Образный строй речи дошкольника (атрибутивный словарь).
• Картотека предметных картинок. Выпуск 38.
• Картотека предметных картинок. Выпуск 4,5,6,7
• Картотека предметных картинок. Выпуск 9. Домашние, перелетные, зимующие птицы.
• Картотека сюжетных картинок. Выпуск 19. Две столицы.
• Картотека сюжетных картинок. Выпуск 21. Автоматизация и дифференциация звуков. Картинки и тексты.
• Картотека сюжетных картинок. Выпуск 36. Употребление предлогов.
• Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.
• Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики.
• Детям о профессиях
• Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно-методическое пособие. +CD
• Мамы всякие нужны. Обучение дошкольников рассказыванию.
• Наш детский сад. Обучение дошкольников рассказыванию.
• Наш детский сад №2. Обучение дошкольников рассказыванию.
• Новые разноцветные сказки + CD.
• Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях.
• Москва - столица России.
• На прогулку, детский сад! Оборудования прогулочных площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке.
• Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах
• Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1.
• Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2.
• Подвижные и дидактические игры на прогулке.
• Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры
• Праздники в детском саду. Серия плакатов. Выпуск 1, 2
• Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет).
• Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 6 до 7 лет). Организованная образовательная деятельность
• Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР с 4 до 5 и с 5 до 6 лет
• Родителям о речи ребенка.
• Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы.
• Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1, 2.
• Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР с 3 до 7 лет.
• Развивающие сказки.
• Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп.
• Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок: метод. пособие.
Четыре времени года. Развитие эмоционального мира и речи старших дошкольников при рассмотрении пейзажной живописи + CD
Год выпуска 2013, 2014
Для тьюторского сопровождения применяются следующие методические пособия и разработки:
• Программа «Общение, воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста в детском саду» под ред. Э. И. Леонгард;
• Головчиц Л. А., Носкова Л. П., Программа для специальных дошкольных учреждений «Воспитатние и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», 19914;
• Головчиц Л. А. Дошкольная судопедагогика: воспитатние и обучение дошкольников с нарушениями слуха, М: Владос, 2001;
• Головчиц Л. А., Дмитриева Л. В. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха:сборник игр для педагогов и родителей, М:Град-пресс, 2003;
• Е. А. Екжанова, Е. А. Стреблева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дашкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта, 2001, М: Просвещение;
• О. В. Закревская «Развивайся, малыш!» система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста, М: Издательство Гном, 2008;
• Либби Кумин Фомирование навыков общения у детей с синдромом Дауна, 1995;
• Е. М. Мастюкова Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии, 2003;
• Е. А. Стреблева Психолого-педагогическая диагностика для детей раннего дошкольного возраста: методическое пособие, М:Просвещение, 2007;
• С. С. Морозова Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах.
• Пособие для учителя-дефектолога. М:Владос, 2007;
• Е. Янушко Игры с аутичным ребенком, М:2004.