Ирина Никитушкина
Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Данная методическая разработка - урок по обществознанию (9 класс) с использованием технологии модульного обучения. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения : по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блок-модулях, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать.
Публикация «Урок по праву в 9 классе с использованием технологии модульного обучения „Уголовная ответственность несовершеннолетних“» размещена в разделах
- Средняя школа, 9 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Обращение к практике модульного обучения позволяет организовать самостоятельную работу старшеклассников.
Ключевые понятия:
• Уголовная ответственность несовершеннолетних
• Преступление
• Уголовный кодекс РФ
• Признаки преступления
• Уголовное наказание
Тема урока :
«Уголовная ответственность несовершеннолетних»
9 класс - возраст учащихся – 14-15 лет
План урока :
1. Преступление. Признаки преступления.
2. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
3. Мера наказания несовершеннолетних.
Цель:
• расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение преступления и его возникновение.
Задачи:
• продолжить формирование обще учебных умений – сравнительного анализа, работы с источниками и дополнительной информацией, научиться сопоставлять факты;
• на основании изученных условий и факторов возникновения преступности, определить условия наступления уголовной ответственности;
• воспитывать чувство неприятия и отвращения к преступности, гражданское самосознание;
• каждому предстоит применить свои знания по теме при решении практических правовых задач;
• совершенствовать навыки коллективной деятельности.
Учащиеся должны знать:
• что такое преступление
• об уголовной ответственности несовершеннолетних
• причины смягчения ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Учащиеся должны уметь:
• различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;
• применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
Ожидаемые результаты:
• Обеспечение 100 % успеваемости по предмету, повышение качества обученности, в том числе по результатам независимой оценки, уменьшение количества слабоуспевающих учащихся.
• Устойчивая внутренняя мотивация к изучению курса «Обществознание».
• Овладение учащимися различными способами и формами деятельности на уроке.
• Снижение утомляемости учеников в процессе учёбы, обеспечение психологического комфорта.
Новизна материалов и оригинальность педагогических подходов:
Урок комбинированный – изучение нового материала с элементами практической деятельности, работа с интерактивной доской. Использование традиционной технологии обучения не учитывает разницу в уровне развития детей и соответственно, от этого страдает процент качества и обученности учащихся, а потенциал модульной технологии даёт возможность учитывать индивидуальные особенности и способности учащихся и их индивидуальные потребности.
Модульная технология обладает гибкостью оперативно решать и реагировать на изменяющиеся условия, проводить дифференциацию содержания обучения, оценивать и осуществлять личностно-индивидуальный подход. Технология направляет усилия педагога на сотрудничество с учеником, ученика с классом и формирует умения и навыки самостоятельного принятия решения.
Современная старшая школа страдает от насыщенности учебных программ: один предмет сменяется другим в течение учебного дня. Форсированное прохождение материала (чаще всего традиционными методами) препятствует его усвоению, так как главным здесь выступает прохождение программы. Такая ситуация особенно актуальна для изучения гуманитарных предметов, где необходимо изучить и усвоить большие объёмы учебного материала.
В условиях всё нарастающих объёмов информации, в том числе и учебной, приоритетным является поиск педагогических средств и технологий, позволяющих сжимать информацию. Наиболее приемлемой оказалась технология модульного обучения, которая базируется на позициях деятельного, активного, гибкого подхода к построению урока. К целям модульного обучения относится комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, достижение высокого уровня конечных результатов. Основополагающей идеей обучения является идея модуля. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им». Модуль – это определённый вид работы, который выполняют учащиеся.
Описание методов и приё мов преподавания:
Использование современных технологий в процессе образования сможет повысить интерес учащихся к изучению обществознания. Именно использование модульной технологии позволяет делать мои уроки нацеленными на каждого ученика, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии являются :
1. Гарантированность достижения результатов обучения.
2. Паритетные отношения учителя и ученика.
3. Возможность работы ученика в парах.
4. Возможность работать в индивидуальном темпе.
5. «Мягкий» контроль в процессе освоения материала.
6. Раннее предъявление конечных результатов обучения.
Главная сущность блочно-модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приёмы учебной деятельности по овладению этим содержанием. В модуле я решаю задачу не чему и как учить, а создаю условия, как учить результативно (подтверждение этому – качество знаний по предмету).
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:
• Законченный блок информации.
• Целевую программу действий ученика.
• Рекомендации (советы) учителя по её успешной реализации – методическое руководство по достижению дидактических целей.
Каждый элемент модульного урока – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов (УЭ) не должно быть много – максимальное количество – шесть, но обязательны следующие УЭ:
• УЭ – 0 – комплексная дидактическая цель изучаемой темы, введение в тему.
• УЭ – 1 – входной контроль знаний, умений, навыков.
(проводить перед каждым модулем, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе, при необходимости проводить коррекцию)
• УЭ – 2 – работа с новым материалом (в паре, в группе, отработка нового материала).
• УЭ – 3 – выходной контроль, который показывает уровень усвоения модуля.
• УЭ – 4 – выбор домашнего задания.
• УЭ – 5 – рефлексия (обратная связь, самооценка работы с учётом оценки окружающих).
Правильно организованная работа внутри модуля позволяет многократно повторять (закреплять) новый материал, что способствует лучшему его усвоению.
Для составления модульного урока я пользуюсь следующим алгоритмом:
• Определяю место модульного урока в теме.
• Формулирую тему.
• Определяю и формулирую интегрирующую цель урока и конечных результатов.
• Подбираю необходимый фактический материал.
• Отбираю методы обучения – проблемные, практические, исследовательские, самостоятельная работа.
• Планирую формы организации проверки – индивидуальные и групповые.
• Делаю разбивку темы на отдельные логически завершённые УЭ (учебные элементы).
Каждый учебный элемент – это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута.
Приё мы мотивирования учащихся:
Модульная технология создаёт условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. Здесь налицо и здоровьесберегающий эффект, так как ученик, осознавая свои возможности, способен самостоятельно выбрать для себя вариант обучения, рассчитывая на высокий результат. Это повышает его самооценку, уверенность в свои силы, создаёт благоприятный эмоциональный настрой. Ученик не будет испытывать страх перед тем, спросят его сегодня на уроке или нет – он сам определит время сдачи зачёта или другой формы контроля.
С ребятами была проведена консультация об особенностях модульной технологии обучения, были составлены индивидуальные образовательные маршруты, где каждый ученик самостоятельно для себя определял форму изучения нового материала (самостоятельное составление конспекта, схемы и т. д., форму опроса (тестирование, контрольная работа, устный зачёт по теории, письменный зачёт по теории). При изучении предмета задаётся индивидуальный темп учебной деятельности.
Отражение деятельности учителя и учащихся при освоении данного содержания учебного предмета:
Ученик имеет у себя инструкции, в которых определены:
Цель усвоения модуля.
Где найти учебный материал.
Как овладеть им.
Как проверить правильность выполнения задания. Контроль определяет степень усвоения учебного материала.
Роль учителя заключается в следующем:
Составление модулей, инструкций.
Уточнение способов работы с ними.
Контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Рекомендуемая последовательность занятий по блок-модулю :
1. Обзорная лекция, в том числе видео лекция.
2. Работа с основными понятиями.
3. Обзорное обучение : работа с учебником, опорным конспектом.
4. Выполнение упражнений для алгоритмического освоения умений
(таблицы, логические схемы, опорные конспекты).
5. Развивающий тренинг в форме активного семинара
6. Повторение темы, консультации.
7. Тестирование.
Представление способов контроля и оценивания учебных достижений обучающихся при определении эффективности занятия:
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний обучающихся. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя. В данной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу с модулем. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.
Сводная ведомость заданий и контроля по блок-модулю № 1
№ п/п, фамилия, имя Практическое занятие № 1 Практическое занятие № 2 Активный семинар Реферат
По теме
Тест Зачёт
Общая оценка
Карта самоконтроля учащегося
Тема урока Момент урока, вызвавший интерес Что не понравилось на уроке
Моя активность
Самооценка
Предложения
Список литературы:
1. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. Пособие. – М., 2000
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. – М. : Народное образование, 2004
3. Сенновский И. Б. Модульная педагогическая технология в школе : анализ условий и результатов освоения. – М. 1995
4. Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе, М., Новая школа, 2001
5. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : Метод. пособие. – М. : Народное образование, 1996
6. https://www.refcity.ru/content/22189.html
Учебник:
• Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др. ]; под ред. Л. Н. Боголюбова [др. ]. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2018.
Ход УРОКА
1. Вступительная часть
Стратегия: активизировать внимание школьников с целью настроить на продуктивную работу на уроке.
Монолог учителя:
Нравственные принципы бытия человечество вырабатывало тысячелетиями. Куда меньше, оказывается, нужно времени, чтобы принципы эти деформировать. Где же та черта, за которой нравственное развитие останавливается, идёт вспять? Каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечёт за собой определённые меры юридической ответственности.
Вопросы к классу :
1. Что такое преступление? (это общественно опасное деяние, предусмотренное УК РФ под угрозой применения наказания).
2. Каковы признаки преступления?
(- это деяние, которое может совершаться в форме действия, либо бездействия;
- это общественно опасное деяние;
- это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ;
- это виновное деяние;
- это наказуемое деяние.
3. Что такое уголовная ответственность? (это правовые последствия, результат применения норм Уголовного права, осуждение от имени государства виновного лица, совершившего преступление.
2. Основная часть
Стратегия: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Учитель:
2.1. (Работа с интерактивной доской – на доске составляем ассоциативный ряд)
С чем у вас ассоциируется понятие «Уголовная ответственность несовершеннолетних»?
Примерные ответы учащихся :
• Уголовный кодекс РФ
• Закон
• Наказание
• Цели наказания
• Возраст
• Можно ли избежать наказания
• Преступник
2.2. Инструктаж учителя к самостоятельной работе по блок-модулю.
Работа учащихся в парах:
Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (Смотрите в приложении № 1)
Выводы:
• Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ;
• Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление;
• По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление; во-вторых, наказывает его.
Учитель - делаем записи в тетрадях:
1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УГ РФ;
2. Она отличается жёсткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;
3. Уголовная ответственность – это государственное принуждение к исполнению права.
Учитель – проблемный вопрос?
- Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и тоже?
(Нет, не одно и тоже. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание).
Далее идёт самостоятельная работа учащихся по блоку - модулю урока.
3. Заключительная часть
Отработка разно уровневых заданий (учитель выступает в роли консультанта).
3.1. Обобщение.
3.2. Подведение итогов. Рефлексия.
Самоанализ и самооценка своей деятельности.
Учитель проводит «оценку качества урока», берёт во внимание замечания и пожелания учеников.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность :
1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.
3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4. На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.
5. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.
6. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
7. Подростки курили в туалете школы.
8. подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
Приложение № 2
Уголовная ответственность несовершеннолетних
В соответствии с Уголовным кодексом РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в УК РФ. Но за строго определённый ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК РФ, ответственность наступает с 14 лет :
• Убийство – статья 105;
• Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – статья 111;
• Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – статья 112;
• Похищение человека – статья 126;
• Изнасилование – статья 131;
• Насильственные действия сексуального характера – статья 132;
• Кража – статья 158;
• Грабёж – статья 161;
• Разбой – статья 162;
• Вымогательство – статья 163;
• Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения – статья 166;
• Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах – ч. 2 ст. 205;
• Терроризм – статья 205;
• Захват заложника – статья 206;
• Заведомо ложное сообщение об акте терроризма – статья 207;
• Хулиганство при отягчающих обстоятельствах – ч. 2 и 3 ст. 213;
• Вандализм – статья 214;
• Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – статья 226;
• Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ – статья 229;
• Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения – статья 267.
Приложение № 3
Причины преступлений несовершеннолетних
Одна из причин преступлений несовершеннолетних – аморальная обстановка в семье, с детских лет настраивающая ребёнка на неадекватное (агрессивное, бесчестное, коварное и т. д.) отношение к окружающим. Это отношение становится психологической основой готовности подростков к анти правовым деяниям.
Далее наступает очередь улицы, а точнее – асоциальные отношения в группах с отрицательной направленностью. Лишь небольшое число подростков сами, по своей инициативе идут на преступление. Большинство следует в преступных действиях за более взрослыми, авторитетными, сильными, инициативными «друзьями». Речь идёт о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления. Вовлекают, как правило, старшие младших. Они совершают это преступление путём обещаний, обмана, угроз или иным способом. Иногда малолетних детей заставляют попрошайничать или заниматься бродяжничеством. Это тоже преступление, оно называется вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. За него Уголовный кодекс предусматривает соответствующее наказание.
Необходимо научиться коварно распознавать тех, кто коварно и преступно использует наивность и доверчивость детей, кто калечит их жизни «на корню», лишает перспектив нормальной, благополучной жизни.
Употребление спиртных напитков и наркотиков – страшное средство, ускоряющее приобщение несовершеннолетних к преступной деятельности. Для того, чтобы систематически принимать эту гадость, необходимо довольно много денег. Честным трудом заработать столько денег трудно. Остаются криминальные пути. Особенно страшна в этом смысле наркомания – стойкая потребность в принятии наркотических средств. Она приводит к физической и духовной деградации, а затем к гибели заболевшего ею человека. Наркомания сопряжена с преступными действиями по добыванию, хранению и распространению наркотиков.
Блок-модуль темы : «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (& 20)
№ УЭ Название учебных элементов Управление обучением
УЭ - 0
Цель:
В процессе учебной работы над заданием вы должны:
- понимать сущность уголовной ответственности несовершеннолетних;
знать:
• что такое преступление;
• об уголовной ответственности несовершеннолетних;
• причины смягчения ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
уметь:
• различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;
• применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;
УЭ – 1
Входной контроль
Вводная беседа. Составить ассоциативный ряд
со словосочетанием «Уголовная ответственность» :
1. ___
2. ___
3..
1. Вместе с учителем составить и записать (учитель на интерактивной доске, а учащиеся в тетрадях) эти ассоциации;
2. Прочитать ситуации в Приложении № 1 и из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (в случае затруднения определения этих ситуаций, посмотри в Приложении № 2).
3. Проведите взаимопроверку с соседом по парте.
4. Сделайте выводы по алгоритму и запишите в тетрадях:
• Уголовная ответственность наступает за совершение любого правонарушения?
• Между какими субъектами возникает это правоотношение?
• В чём заключается по своему характеру уголовная ответственность?
•
УЭ – 2
Изучение
Нового материала
Работа с текстом учебника
Прочитать текст учебника на стр. 164 - 165
Промаркировать текст, используя условные обозначения:
- «V» - уже знал
- «+» - новое
- «-» - думал иначе
- «?» - не понял, есть вопросы.
2. Составить схему видов наказания несовершенно-
летних.
3. Составить классификацию мер
воспитательного характера,
применяемые к
несовершеннолетним.
4. Сделать вывод: уголовная ответственность и
наказание одно и тоже?
УЭ - 3
Закрепление знаний и способов действий
Задания I уровня:
• Расскажи соседу по парте о видах наказаний для несовершеннолетних.
• Ответь на вопрос : в каких случаях к подросткам применяются принудительные меры воспитательного воздействия?
• Составить сравнительный анализ видов наказаний на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершеннолетним.
Задания II уровня.
Задание 1.
• Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершеннолетних и свой ответ аргументировать :
Наказание применяется:
А. С целью возмездия за преступление;
Б. С целью восстановления социальной
справедливости;
В. В целях исправления осужденного;
Г. С целью предупреждения новых преступлений.
Задание 2
Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?
Задания III уровня.
Задание 1
Выскажи аргументировано свою точку зрения по данной проблеме: «Можно ли исправить преступника?»
Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причём на как можно более длительные сроки – единственное, что может спасти общество.
Вторая точка зрения. Сознание человека – это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, её воспитание идёт всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.
Задание 2
Вы – участник Всемирного конгресса криминологов. Большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся «по наследству», то есть те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой – прокурором.
• Как бы вы использовали этот факт в своём выступлении на конгрессе?
Учащиеся выбирают уровневые задания и работают с ними.
Учитель контролирует выполнение заданий или индивидуально, или работая фронтально с классом.
Расставить цели наказания по степени важности для несовершеннолетних преступников.
Для аргументации своей точки зрения обратитесь к
Приложению № 3
УЭ – 4
Подведение итогов урока
Возвращаемся к ассоциативному ряду, составленному в начале урока на доске (если появилась такая необходимость – вносим изменения в записи, сделанные в начале урока и аргументируем их.
Учащиеся высказывают свою точку зрения:
• Что можно и нужно добавить в ассоциативный ряд после изучения нового материала?
УЭ – 5
Рефлексия
Цель: оценить свою работу на уроке
Ещё раз прочитать цель урока :
• Достигли ли вы цели урока?
• В какой степени?
• Оцените свою работу на уроке.
Учащиеся высказывают своё мнение об уроке – его достоинствах и предлагают варианты изменения структуры урока :
- «Больше всего на уроке мне запомнилось, понравилось, и что бы я хотел изменить…»
УЭ – 6
Домашнее задание Цель: закрепить полученные знания на уроке
& 20, стр. 164 - 166
Письменно:
- II уровень – стр. 166 «В классе и дома» на выбор выполнить 3 задания из 7 предложенных авторами учебника.
- III уровень – стр. 167 – эссе «Говорят мудрые».
-