Маслова Марине Николаевна
Дидактическая игра как средство развития познавательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье представлены подходы организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения, описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дидактическая игра, познавательная деятельность, дидактическая задача, игровая задача.
Изучение происхождения игры как особого вида человеческой деятельности дает возможность определить ее сущность: игра – образное, действенное отражение жизни.
На современном этапе раскрывается значение игровой деятельности для умственного развития ребенка, а роль игры – для овладения новыми формами мышления, необходимыми при обучении в школе.
Педагогов издавна привлекает к себе дидактическая игра, которая широко используется как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, способствующее расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях. Развитие активизации любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему окружающему у дошкольников проходит через развитие познавательной деятельности и дидактическая игра имеет немаловажную роль в этом процессе.
Проблема использования дидактической игры как средства совершенствования познавательных способностей детей дошкольного возраста получила свое развитие в трудах В. Н. Аванесовой, З. М. Богуславской, Л. А Венгера, Н. Е. Вераксы, О. М. Дьяченко, А. И. Сорокиной, А. П. Усовой, М. Монтессори и других, они показывают, что именно игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задаёт личностные смыслы, побуждающие к деятельности.
Цель статьи: осветить роль дидактической игры как одного из средств становления познавательной деятельности дошкольников.
А. Н. Леонтьев отмечал, что игра для ребенка – это серьезное занятие и сделать его занимательным – это и есть задача первоначального обучения[5].
Следует отметить, что игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Новая полоса изысканий в области изучения дидактической игры представлена многими исследователями.
По мнению А. И. Сорокиной, дидактическая игра способствует:
– развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению;
– усвоению общественно выработанных средств и способов умственной – осуществлению аналитической и синтетической деятельности;
– применению имеющихся знаний в новых условиях [1].
В статьях Н. Е. Вераксы показаны эффективные приемы формирования дидактической игры для обогащения чувственного опыта ребенка, роста его умственных способностей (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения)[1].
Роль дидактической игры в активизации словаря, формировании правильного звукопроизношения, развития связной речи, фонематической стороны языка раскрывает в своих трудах Л. А. Венгер. [1].
Все эти исследования позволяют глубже рассмотреть структуру дидактической игры, которую образуют основные и дополнительные компоненты [4].
К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам – сюжет и роль.
Отсюда следует, что главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой задачей. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения, в этом и есть своеобразие дидактической игры. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение[4].
В свою очередь игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями, а основная цель правил – организовать действия, поведение детей[4].
В то же время дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, так как увлечение игрой мобилизирует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче[1].
Рассмотрим основные виды дидактических игр (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные виды дидактических игр
№ п/п Основные виды дидактических игр Характеристика
1 2 3
1. Игры с предметами Используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.
2. Игры с природным материалом Вызывают у детей живой интерес, желание играть. При работе используются семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы. Направлены на уточнение и конкретизацию знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, развитие сенсорики ребёнка, эстетического восприятия природы.
3. Настольно-печатные игры Игры разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки», «мозаики» и др. Способствуют улучшению внимания, мыслительных процессов, воображения и речевых навыков.
4. Словесные игры Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описание предмета, выделение характерных признаков предметов, отгадывание по описанию, нахождение сходств и различий, алогизмов и суждений.
Следует отметить, что руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактической игры, ее проведение и анализ. При руководстве ними необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников. Среди них выделяют во-первых, необходимое сотрудничество взрослого и ребёнка, во-вторых, взаимодействие с партнером-сверстником и в третьих – развертывание игры с помощью взрослого, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения игры [3].
В руководстве дидактической игрой центральное место занимает определение содержания и тех задач, которые хочет разрешить воспитатель. Планируя работу с детьми, педагог предусматривает те дидактические игры, которые он применит на занятиях, и те, которые проводятся в часы игр.
При проведении дидактической игры необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, темп и ритм игры. Немаловажной является и роль самого воспитателя, который направляет дошкольников, поддерживает инициативу детей, поощряет их успехи, создает условия для проявления самостоятельности. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения [3].
Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в организации материального центра игры - в подборе игрушек, картинок, игрового материала, в определении содержания игры и ее задач, в продумывании игрового замысла, в объяснении игровых действий, правил игры, в налаживании взаимоотношений детей, в руководстве ходом игры, в учете ее воспитательного воздействия[3].
Необходимо подчеркнуть, что в процессе дидактических игр происходит существенное улучшение в онтогенезе познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Во время проведения дидактических игр у детей возникает необходимость в преднамеренном запоминании, побуждающая к запоминанию и припоминанию нужных ему сведений (проговаривание, припоминание, анализ, группировка, таким образом, дидактическая игра развивает и тренирует память [5].
В свою очередь развивается речь детей, а именно пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания и такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой.
Дидактическая игра имеет влияние и на развитие воображения. Совершая какое-либо действие в игре, ребенок думает, насколько оно уместно в данной конкретной ситуации. В тоже время происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа [5].
В дидактических играх на развитие внимания ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности и способность управлять им. В таких играх дошкольники должны заметить и осознать произошедшие изменения[5].
Следует признать, что без достаточного развития восприятия детям невозможно познать качества предметов. Поэтому многие дидактические игры и упражнения направлены на формирование умения выделять, различать и сравнивать разные по величине предметы; на совершенствование способностей называть, соотносить и дифференцировать цвета; на формирование целостного восприятия; умения оперировать образами и соотносить части и целое [5].
Выводы: В заключение следует подчеркнуть, что стремление познать окружающий мир побуждает познавательную активность ребенка и дидактическая игра способствует этому, давая возможность обогатить чувственный опыт детей, развить познавательные способности, получить новые знания, обобщить, закрепить их и уметь применить в новых условиях.
Отсюда следует вывод, дидактическая игра является и игровым методом обучения детей, и формой обучения дошкольников, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка, и средством формирования познавательных способностей.
Список литературы:
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1991. - 160 с.
2. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006.- 523 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации. / Губанова Н. Ф. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006.- 105с.
4. Чепайкина, И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста / И. А. Чепайкина// Инновационные проекты и программы в образовании. –2013.–№4.–с. 42-44.
5. Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. / Сборник тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л. Ф. Обуховой; под ред. И. В. Шаповаленко, Л. И. Эльконинова, Ю. А. Кочетова – Москва: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. – 639 с.
6. Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / Рысбаева Г. А., Сихимбаева С. М., Баймаханбетова М. А., Омаров Н. К., Абилда Г. Н. – Кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, филологический факультет, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан Текст:электронный//https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta