Оксана Шпортко
Развивающе-игровой проект «Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ: развитие компетенций взрослых и детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающе- игровой проект «Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ : развитие компетенций взрослых и детей»
Современный образ жизни внёс изменения как в воспитание детей, так и в структуру самой семьи. Раньше семья имела пять- шесть детей и в выходные дни дети общались и играли друг с другом. Теперь семья, в которой один- два ребёнка, по воскресеньям отправляется в торговый центр. Специалисты называют эти изменения кризисом детства: у современных детей не хватает для игры времени, пространства и условий. В качестве примера приведё м футбол: сегодня дошкольники, в отличие от своих сверстников прошлых лет, не имеют возможности играть в любой одежде, на любом свободном месте (в парке, на улицах). Теперь эта детская игра организовывается почти как профессиональная. Жизнь в городе оставляет мало пространства для свободного общения с другими детьми. И здесь огромную роль берёт на себя детский сад. Детский сад – это то место, где встречаются дети с разным жизненным опытом. И именно здесь надо использовать игру не только для того, чтобы научить ребёнка чему-нибудь «в интересной форме», а ради самой игры. Ведь в игре ребёнок может познать гораздо больше. Все эти факторы и послужили причиной разработки данного проекта и определения цели и задач проекта. Целью проекта является создание условий педагогической и игровой поддержки взрослого и ребёнка для развития творчества и социализации. Задачи проекта посвящены созданию условий понимания сущности игры всеми субъектами педагогического процесса, анализа и применения игровых организаторских умений, нахождения способов повышения родительской и педагогической компетентности, созданию предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие игровой культуры, уважение к личности ребёнка, развивающей его творчество и уверенность в себе, освоению и внедрение педагогами новых игровых технологий, развивающие творчество и социальные навыки дошкольников, созданию банка программ, дидактических и методических материалов по использованию игровых технологий в работе ДОУ, разработке личностно-ориентированных форм взаимодействия субъектов учреждения.
Публикация «Развивающе-игровой проект „Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ: развитие компетенций взрослых и детей“» размещена в разделах
Реализация проекта состоит из трё х основных этапов: организационный, внедренческий, результативный. На организационном этапе разрабатываются нормативные документы, создается творческая группа и определяются направления её деятельности, разрабатываются планы внедрения игровых технологий. Обеспечивая нормативно-правовую основу необходимо изучить законодательные документы, регулирующие деятельность образовательного учреждения. В конвенции о правах ребёнка (ст 31) говорится о праве ребёнка на отдых и досуг, на право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Но к сожалению существует ряд причин, по которым это право нарушается: непонимание взрослыми важности игры, отсутствие безопасного пространства для игры, отсутствие соответствующей предметной среды, технологизация и коммерциализация детской игры ит. д. Однако ФГОС ДО вновь вернул игровую деятельность педагогам, а главное детям, как важное средство социализации и развития ребёнка. Основываясь на законодательство необходимо разработать локальные документы, регулирующие деятельность субъектов и каждого структурного подразделения, действующих в рамках проекта. В состав творческой группы могут входить инициативные и опытные педагоги, уровень профессиональной, информационной, коммуникативной, правовой компетентностей которых соответствует квалификационным характеристикам Единого квалификационного справочника. Творческой группой определяются основные направления деятельности: изучение научно-методической литературы и передового педагогического опыта по развитию игровой деятельности дошкольников; систематизация прогрессивных игровых идей и технологий; разработка, апробация и внедрение новых игровых технологий и методик; обобщение передового педагогического опыта по проблеме и создание методической «копилки»; проведение педагогических исследований по развитию игровой культуры дошкольника; разработка методических рекомендаций.
Проект может реализоваться через деятельность структурных подразделений. Например центр игровой поддержки для детей раннего возраста и их родителей, консультационный пункт, студии социо-культурного развития. Каждое структурное подразделение работает по определё нной модели:
• Апробирование и внедрение программ и технологий
• Подготовка кадров
• Выстраивание модели сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами
• Обновление и обогащение предметно-развивающей среды
• Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей
• Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы.
Анализ результатов реализации проекта позволит провести корректировку содержания, обобщить опыт работы педагогов, разработать программы игрового взаимодействия с детьми и их семьями. Результативность реализации проекта определяется следующими критериями: для детей это уровень игровой компетенции, уровень коммуникативной компетентности, уровень социальной компетентности, уровень успешной адаптации детей к условиям ДОУ; для взрослых участников проекта были определены следующие критерии: для родителей- развитие игровой компетенции, снижение уровня тревожности за ребёнка, повышение педагогической компетентности, повышение уровня информированности о деятельности ДОУ, для педагогов- развитие игровой компетенции, повышение степени заинтересованности в творчестве и инновациях, удовлетворённость собственной деятельностью, уровень педагогического мастерства. Для наблюдений и диагностирования можно использовать не только программы, методики и технологии, но и саму игру, которая позволить сделать выводы о социальном развитии (насколько ребёнок ориентирован на сверстника, провоцирует ли конфликты, как ведёт себя в случае их возникновения, как разрешает подобные ситуации, старается ли поддержать партнёров по игре, помочь им или же получает удовольствие от командования и доминирования, о познавательном развитии (широк ли тематический диапазон игр, насколько связно и содержательно передаётся сюжет, развивается ли он «Прямолинейно» или имеет сложную структуру, насколько активно ребёнок привлекает имеющиеся у него знания для развития сюжета, инициативен ли в поиске информации, необходимой для дальнейшего развития, о творческом развитии (какие выходы ребёнок находит из сложных игровых ситуаций, насколько адекватно способен организовать предметную среду своей игры, насколько способен к развитию сюжета во время «смысловых пауз», когда сюжет формально завершён, а играть дальше хочется и т. п.)
В игре, как в зеркале, отражаются константы человеческой культуры,
то, что составляет ее вневременное содержание и обеспечивает ее
преемственность. Схожесть детских игр — это схожесть нашего быта,
времяпровождения, способов выражения, несмотря на разницу в их обличье; это такие же постоянные величины, как общечеловеческие нормы нравственности или формы эстетической деятельности. Вместе с тем игра является более широким фактором общения, нежели речь. В силу заложенного в ней организующего начала, а также в силу иерархической структуры ее участников игра создает своего рода микрообщество, в рамках которого дети получают первоначальную подготовку в области общественного поведения.
Игровая деятельность как акт непосредственного творчества не запечатлевается в каком-то конечном виде, а имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель — изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. Назначение детской игры в первую очередь состоит не в том, что бы научить ребенка определенным функциям, способностям, качествам, результатам, в игре ребенок, прежде всего, учится быть человеком.