Татьяна Кривченко
Консультация для воспитателей «Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность применения технологии
Одним из целевых ориентиров Федерального Государственного Образовательного Стандарта является: Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Для развития этих всех качеств, для общего развития ребенка просто необходимо использовать современные технологии, такие как социоигровые технологии. Социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально-волевой сферы. Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад. Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Содержание социо-игровой технологии
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988г. По замыслу авторов, первая часть- социо - означает малый социум (не социальный). Вторая часть -игровой- подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Таким образом, социо-игроваятехнология -это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры.
Суть метода раскрывается в следующих правилах:
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из наиболее насыщенных, доверительных и плодотворных форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Взрослый предлагает группе равных какое-то дело, и дети умеют организоваться так, чтобы не было тех, у кого не получилось и тех, кто уже давно все сделал. Каждый ребенок чувствует себя здесь умелым, знающим, способным. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
- кто на каком этаже живет;
- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;
- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.
«Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться. А что делать, когда кто-то стремиться постоянно, быть лидером, а кто-то не хочет им быть? Из практики работы можно сказать, что ребенок, который не хочет быть лидером, он все равно в течение года бывает им несколько раз, а дети – лидеры не редко уступают свои позиции менее активным сверстникам.
Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.
Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, в любимом уголке и т. д. Смена мизансцены в ходе игрового сеанса или непосредственно образовательной деятельности помогает воспитанникам переключиться, снять эмоциональное напряжение. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения. Если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.
Ориентация на принцип полифонии или, как его назвали авторы, «133 зайца». В народе существует пословица: за двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь. В социо-игровой педагогике дело обстоит несколько иначе: если гнаться за двумя зайцами, то действительно ни одного не поймаешь, но если сразу за 133, то глядишь, с десяток наловишь. Другими словами, применение технологии позволяет развивать и внимание,и память, тренирует умение сообща решать задачи, стимулирует увлеченность.
Таким образом, используя правила социо-игровой технологии, педагоги учат детей слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию. Кроме того, у них развивается речевое взаимодействие; формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам; они учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; отсутствует чувство страха за ошибку.
Классификация игр социо-игровой технологии
1. Игры рабочего настроя
Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела.
Примеры игр: «Тень-потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого то смотрю», «Замри», «Волшебная палочка», «Летает- не летает» и др.
Игра Разведчики (связаться глазами с партнером)
Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в кругу. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами — только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». После того как пара образуется можно дать любое дополнительное задание — поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т. д. Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или «взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго, «бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т. д. Педагог обращается к детям: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики — это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
2. Игры –разминки
Задачи: разрядка трудоёмкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного,несерьёзного выигрыша. В играх –разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.
Примеры игр: «Два конца, два кольца», «Руки-ноги», «Заводные человечки», «Карлики-великаны» и др.
Игра «Руки – ноги»
Правила этой игры очень просты. Один хлопок – команда рукам: их надо или поднять или опустить; два хлопка – команда ногам: нужно встать или сесть». Моментальное включение детей в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. Это упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Упражнение можно включать в любой вид работы и на всех этапах и периодах занятий. Такую разминку удобно использовать при переходе от одной учебной темы к другой, для снятия стресса, для кратковременной двигательной активности детей во время напряжённо – статичного занятия.
3. Игры социо-игрового приобщения к делу
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом. Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала.
Примеры игр: «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.
Игра «Рассказ-рисунок о том, что вижу»
Воспитатель просит детей описать словами то, что находится у него за спиной, используя эпитеты, сравнения. Задача воспитателя – найти предмет или обстановку по описанию. Описания должны быть понятными, четкими, связными.
4. Игры творческого самоутверждения
При их выполнении учитывается художественно- исполнительский результат действия. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность каждого ребенка.
Примеры игр: «Костюм-превращение», «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.
Игра «Несуществующее животное»
5. Игры вольные
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.
Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, т. е. их не всегда можно выполнять в комнате. Игра возникает из особого, необычного сочетания разнохарактерных усилий. Мы соединяем дело для головы с делом для ног, дело для глаз с делом для ушей и делом для языка (слушать, слышать и вслушиваться в речь собеседника, и тогда дела становятся игрой
Примеры игр: «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были-не скажем, а что делали- покажем», «День и ночь», «Воробьи-вороны» и др.
Игра «Где мы были-не скажем, а что делали- покажем»
Дети делятся на группы. Дети каждой группы договариваются о том, какое действие они будут выполнять, самостоятельно продумывают и представляют сюжет, при этом все действия производят молча. Другая группа должна догадаться, что им показали. Затем группы меняются ролями.
Рекомендации педагогам, использующим в работе социо-игровую технологию
Первый совет: Быть готовым к собственным промахам
Какое бы предложение сыграть, показать, вспомнить, придумать или выполнить — ни высказал воспитатель, он должен исходить из реальных возможностей данной группы. Но возможности эти выясняются не сразу. Поэтому воспитателю нужно быть готовым к своим возможным промахам, а не ждать, что предстоящая деятельность обязательно будет успешной и обязательно принесет запланированные достижения.
Все препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, воспитателю
следует рассматривать как содержание НОД, видя в ней сущность своих задач, а в их преодолении — сущность развития и всей группы, и самого
ребёнка.
Второй совет: Не разжевывать смысл задания
Часто дети говорят, что не начинают выполнять заданное, потому что
ничего «не поняли». Но это совсем не означает необходимости «разжевывать» задания так, чтобы уж ничего не оставалось отгадать, сообразить, понять самому ребёнку.
В социо-игровых заданиях доля самостоятельности исполнителя раз от раза обязательно должна расти. Тогда дети могут почувствовать: «не понял» —это, наверное, просто поосторожничал,«поленился» или подумать, или
попробовать. И если они увидят, как кто-то из них пробует, и поймут, что в
этом нет ничего страшного, то число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
Хотя конечно иногда воспитательница должна и пояснять (повторять)
задание, если она почувствовала, что предыдущее разъяснение оказалось
непонятным по существу (точнее по ее собственной вине, а не из-за
невнимания или пассивности обучаемых детей).
Третий совет: Обращать внимание на интересные неожиданности
Если задание выполняется детьми неверно из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и
интересное в выполнении неверно понятого задания. Иногда оно оказывается более интересным и полезным, чем «верный» вариант,
запланированный воспитательницей.
Подчеркиваем, что важнее включить в работу активность, даже неточно направленную, чем заглушать ее страхом ошибки или закреплять у детей установку: сначала вы мне расскажите, как и что нужно делать, а уж потом я сделаю, если буду уверен, что получится.
Иначе, повторим ещё раз, союз детей и воспитателя распадается
на лидерство взрослого и иждивенчество ребёнка. В результате равноправие исчезнет, игра умрёт. Останется один труд, радость от которого сводится к ожиданию — «когда же тётя или дядя меня похвалит».
Четвертый совет: Видеть в детских отказах ценные подсказки
Самая «страшная» неприятность — отказ некоторых детей от участия в
предложенной игре (задании, упражнении) —снимается предварительной готовностью воспитателя преодолеть этот отказ специальным набором таких упражнений, чтобы отказывающиеся нашли в себе уверенность для участия в общей работе.
Воспитатели по-разному относятся к отказам детей, им симпатичных и
несимпатичных. Первым они доверяют, поэтому их отказы воспринимаются
как сигнал о том, что ситуация оказалась педагогически непродуманной. В
отказах же вторых они видят либо злой умысел, либо вредность характера
ребёнка.
Столкновение с детским отказом перестает быть «страшным», если воспринимать его не как личное оскорбление, а как своевременную подсказку, подаренную ребёнком. Представьте, что отказ исходит от вашего
любимого воспитанника (а ещё лучше — от нескольких любимых воспитанников). Это поможет стряхнуть шоры и увидеть чудесный выход.
Постскриптум к четвертому совету: Помочь ребёнку обнаружить себя сочувственно присоединившимся
К сказанному о ситуациях отказа детей 5-10 лет от предлагаемых воспитателем (или учителем) игровых заданий добавим краткое изложение
следующих наблюдений и рассуждений Е. Е. Шулешко.
- Каждый ребёнок склонен к признанию согласия. Особенно легко ему признавать согласившимися других. Труднее признавать собственное согласие. Труднее потому, что для него согласие ведет иногда к потере себя. «Внешнее» удержание ребёнком образа своей самостоятельности часто выражается его «видимым» несогласием, отказом.
Подлинный отказ связан с индифферентностью, которая нормальному
ребёнку ещё достаточно чужда. Он как чувствующий индивид постоянно ищет сочувствующих, ищет тех, по отношению к которым он сочувственно
признал бы себя согласившимся. И ими, прежде всего для него являются сверстники.
Если воспитатель слишком резко или как-то неестественно изменил
ситуацию и ребёнок не успел или не смог присоединиться к кому-то из присутствующих на занятии, — он помимо своего желания оказывается в отказе от работы и, как утопающий за соломинку, хватается за образ своего
своеволия (то есть издержки своей самостоятельности).
Взрослому не следует придавать большого значения содержанию как
согласий ребёнка, так и его отказов. Для ребёнка существеннее, не с чем, а
с кем он соглашается (либо не соглашается). И чуткий воспитатель всегда сможет увидеть, каким образом определенного ребёнка, который ни к кому
не смог присоединиться, окружить такой ситуацией, в которой он смог бы оказаться сочувственно присоединившимся или признавшим по отношению
к кому-то из сверстников свое согласие.
Пятый совет: Умейте порадоваться шуму
Часто у воспитателей возникает недовольство лишним, казалось бы,
посторонним шумом, естественным при повышении активности обучаемых
детей. Каждый раз воспитательнице необходимо со всем вниманием к происходящему (то есть, замечая и видя конкретных детей) давать себе отчет:«вреден» ли тот шум, что возник на местах. А это далеко не всегда так!
Чаще всего «шум» происходит от стихийно возникших деловых «репетиций» (то есть работы-подготовки на местах). И поэтому воспитательнице, скорее, нужно радоваться, что её задание вызывает у детей желание работать. (Подчеркнём, что после шумных проб, когда вызванные группки начнут показывать свои работы, то любая из удач почти сразу обеспечит внимательную тишину во всех группках до того бойко работавших).