Вера Сигаева
Проект «Дорога добра». Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Дорога добра»
Тип проекта : инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный.
Вид проекта : долгосрочный.
Возраст: старшая, подготовительная группы детского сада.
Срок реализации проекта : с июня 2016 года по май 2018 года.
Проблема: негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличие физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Проект „Дорога добра“, Инновации в развитии толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Инклюзивное образование
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Актуальность проекта :
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
• создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
• в получении образовательного и социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе со сверстниками.
Цель проекта :
Научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном ребёнке» – обычного.
Задачи проекта :
1. разработка и апробация программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
2. апробация и реализация технологий «Пусть дети учат друг друга», «Трио», позволяющих достигнуть планируемых результатов воспитательно-образовательной работы;
3. проведение мониторинга межличностных взаимоотношений воспитанников в группе, эмоционально-личностной сферы ребенка, проверку психологической комфортности пребывания ребенка с ОВЗ в группе детского сада.
4. формирование информационного, научно-методического фонда, обеспечивающего реализацию проекта;
5. формирование мотивационной, теоретической готовности воспитанников, родителей, воспитателей, к развитию основ толерантности;
6. проведение мониторинга эффективности реализуемых технологий.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители (законные представители) дошкольников, педагоги.
Предполагаемый результат:
I. изменение социального статуса воспитанника с ОВЗ в группе;
II. создание благоприятного микроклимата в группе дошкольников;
III. гуманное отношение старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ.
Предварительная работа:
Изучение литературы по развитию толерантности у старших дошкольников; сбор научно-методической информации по формированию толерантности у старших дошкольников; изучение опыта работы групп комбинированной направленности по формированию толерантного отношения к воспитанникам с ОВЗ; прохождение курсов повышения квалификации по программе «Формирование модели инклюзивного образования для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» в объеме 72 часов.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач, предварительная работа, составление адаптированной рабочей программы.
№ Мероприятия ответственные
1. Организация консультаций с педагогами детского сада по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве. Сигаева В. А. воспитатель
2. Подготовка документации по проекту :
• разработка адаптированной рабочей программы «Дети двойной исключительности» для детей с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;
• подготовка памяток о толерантном отношении к детям с ОВЗ в общеобразовательном дошкольном учреждении;
• подбор наглядного и иллюстративного материала о понятии «толерантность» для дошкольников и родителей;
• разработка календарно-тематического плана совместных занятий «Трио» (воспитанник с ОВЗ-родитель-воспитатель).
Сигаева В. А. воспитатель
Дробышева Е. В. старший воспитатель
Сигаева В. А. воспитатель
Сигаева В. А. воспитатель
3. Анкетирование родителей на предмет отношения их к инклюзивному образованию. Сигаева В. А. воспитатель; Федяинова И. И. воспитатель
4. Консультация психолога МАОУ СОШ № 12 по развитию толерантности старших дошкольников к сверстникам с ОВЗ. Психолог МАОУ СОШ № 12 Загарских Т. В.
II этап. Информационно-исследовательский, практический.
Период работы второго этапа проекта : с 1 сентября 2016 года по 31 мая 2018 года.
Практическая работа строится по пяти направлениям:
№ п/п Направление работы Периодичность Ответственный
1 Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» 4 раза в месяц Сигаева В. А., воспитатель
2 Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» по технологии «Пусть дети учат друг друга» 1 раз в месяц Сигаева В. А., воспитатель
Федяинова И. И., воспитатель
3 Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) 2 раза в месяц Сигаева В. А., воспитатель
4 Работа с родителями всех воспитанников группы 1 раз в месяц Сигаева В. А., воспитатель
Федяинова И. И., воспитатель
5 Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) 1 раз в месяц с чередованием мультфильмов и аудиокниг Сигаева В. А., воспитатель
Полякова М. С., воспитатель
Чтобы научить детей, родителей и педагогов видеть в «особенном» ребенке обычного, целесообразно использовать две педагогические технологии: «Пусть дети учат друг друга» и «ТРИО».
Технология «Пусть дети учат друг друга» заключается во взаимном обучении, когда один воспитанник («обучающий») учит другого («учащегося») под наблюдением педагога. Эту технологию можно использовать при обучении по разным образовательным областям : «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Познавательно развитие». Данную технологию эффективно применять в качестве инструмента на этапе закрепления полученных навыков и знаний.
Обычно более успешный воспитанник учит менее успевающего воспитанника примерно одного с ним возраста. Еще один вариант – взаимное обучение в условиях группы, когда все воспитанники в группе делятся на пары и выполняют обязанности обучающих и учащихся.
Следует также отметить, что воспитанники с особыми образовательными потребностями, выступая в роли обучающих, могут повысить самооценку и добиться лучших успехов в освоении программы, особенно если работают с младшими воспитанниками.
При применении данной технологии «особенному» воспитаннику уделяется больше индивидуального внимания, работа выполняется на его собственном уровне, упражнения повторяются, есть немедленная обратная связь, поддержка со стороны сверстников и дополнительное время для выполнения упражнений. А так же «обучающие» воспитанники закрепляют и расширяют собственные навыки, повышают уровень уверенности в себе и чувствительность к потребностям других. Педагогу это позволяет повысить уровень сотрудничества в группе и дает дополнительное время для занятий с другими воспитанниками.
Технология «ТРИО» направлена на совместную деятельность ребенка, педагога и родителей, которая помогает родителям выбрать правильную позицию по отношению к ребенку с ОВЗ, вовлечение родителей в образовательную деятельность.
Для воспитанника с ОВЗ занятия по данной технологии повышают самооценку, обеспечивают эмоциональное благополучие, уверенность в собственных возможностях и способностях.
Для педагога регулярные контакты с родителями повышают уровень ответственности за обучение воспитанников и педагогической компетенции во взаимодействии с родителями.
Перспективный план реализации проекта (образец)
№ п/п Направление работы Мероприятие Цель
Сентябрь 2016 год
1 Индивидуальная работа с ребёнком с ОВЗ по адаптированной рабочей программе «Дети двойной исключительности» «На морском дне» Расширение и закрепление математических представлений через создание и решение проблемных ситуаций.
«Приключения Колобка» Развивать связную и интонационную выразительность речи у ребенка с ЗПР, его эмоционально волевую сферу.
«Не обижайте муравья» Развивать умение логически мыслить, представлять воображаемый объект.
«Страна умных игр» Учить ребенка играть в дидактические игры.
2 Игровые занятия – тренинги с группой воспитанников «Птичка – моего сердца» «Знакомство»
Определить эмоциональное состояние ребенка в семье, в детском саду, на момент прихода и ухода из детского сада.
3 Совместные занятия «ТРИО» (воспитанник с ОВЗ- родитель-педагог) «Совместный рисунок» Актуализировать опыт сотрудничества между родителями и детьми.
«Слепой и поводырь» Способствовать развитию чувства доверия между родителями и детьми.
4 Работа с родителями всех воспитанников группы Родительское собрание на тему «Инклюзивное образование» Погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и обучения.
5 Использование ИКТ в работе с детьми (просмотр мультфильмов и прослушивание аудиокниг) Просмотр мультфильма «Чучело-мяучело» Формирование таких нравственных качеств как добросердечность, отзывчивость, милосердие.
III этап. Обобщающий.
Таким образом, в проектной деятельности ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает образовательный и социальный опыт вместе со сверстниками. На протяжении всего времени проведения проекта меняется социальный статус воспитанника с ОВЗ среди воспитанников группы с положительной динамикой.
По окончании проекта выпускники детского сада будут знать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.
Родители воспитанников группы будут ознакомлены с результатами контрольной диагностики на итоговом родительском собрании в мае 2018 года.
С помощью проекта по развитию толерантности к детям с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве воспитанники смогут понимать
друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей;
проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают
другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать
чувства другого; находить конструктивное решение конфликта. Все это соответствует социальному заказу на современном этапе.