Ирина Шамбурская
Консультация для воспитателей «Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность применения технологии
С целью создания благоприятных условий становления личности ребенка процесс образования должен строиться с учетом принципа преемственности знаний и последовательности развития. В свою очередь преемственность предполагает, что те, кто идет позже, усваивают опыт тех, кто шел раньше. В применении к образованию это означает, что хотя дошкольник и младше школьника, но его обучение происходит раньше. И опыт именно этого периода может наследоваться периодом вслед идущим, т. е. школьным.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
В соответствии с ФГОС ДО воспитательно-образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Однако уже не менее двух десятилетий школьные формы работы: предметные занятия по расписанию, статичная поза за столом, «подведение итогов», «закрепление пройденного» и т. п. применяются в детских садах многими воспитателями. Подобная практика наносит ущерб психическому и физическому здоровью детей: они теряют уверенность, общительность, любознательность, а часто и аппетит, физическую силу, зрение.
Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентации, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Поэтому важно применять в работе технологии, которые позволят сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому и физическому здоровью.
Одна из таких технологий, пользующаяся в последнее время особой популярностью, представлена Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым и носит название социо-игровой тех-нологии (другие варианты - педагогика, стиль, методика, подход).
Содержание социо-игровой технологии
Впервые термин «социо-игровой» появился в 1988 г. По замыслу авторов, первая часть - социо - означает малый социум (не социальный, поэтому правильное написание названия технологии - через дефис. Вторая часть - игровой - подразумевает игровую деятельность: добровольную, увлекательную, протекающую в обществе сверстников, с принятием «железных» игровых правил, с двигательной активностью, с непредсказуемостью, т. е. интерактивную.
Таким образом, социо-игровая технология - это технология, основанная на взаимодействии детей в микроколлективах, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Суть метода раскрывается в следующих правилах:
1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».
Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок – ребенок», а не «воспитатель – ребенок», т. к. одной из, форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.
2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным воспитанникам и в дальнейшем также выступать в роли представителя группы.
3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д. Чем чаще они меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. А это, в свою очередь, означает, что повышается сопротивляемость детского организма нервным стрессам, а в ДОО создаются благоприятные условия для здоровьесбережения.
4 правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности
5 правило–социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.
Используя «золотые» правила социо - игровой технологии, дети учатся:
• слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
• у детей развивается речевое взаимодействие;
• формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• отсутствует чувство страха за ошибку.
Классификация игр социо-игровой технологии
Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр. Рассмотрим каждый из них.
1. Игры для рабочего настроя.
Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание Совместно играть и решать поставленные задачи.
Игра «Рыба - птица - зверь»
Игроки стоят по кругу, водящий в центре. Он произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица.» - при этом по очереди показывая на игроков. Тот, на ком он решит остановиться, должен назвать соответственно птицу, либо рыбу, либо зверя, повторяться нельзя. Если игрок ошибся или больше пяти секунд думает, то он выбывает. Игра продолжается до последнего игрока, который становится победителем.
2. Игры-разминки (разрядки).
Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. Общим для игр данной группы является принцип всеобщей доступности, элемент соревновательности и смешного, несерьезного выигрыша. В играх-разминках доминирует механизм деятельного и психологически активного отдыха.
Игра-разминка «Карлики и великаны»
Проводится линия или чертится круг. Дети встают в одну шеренгу по линии или в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Перед шеренгой или в центре круга стоит воспитатель и начинает игру под рифмовку:
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали -
Великанами мы стали.
Произнося слова «великаны» и «карлики», воспитатель сопровождает их движениями рук: при слове «великан» - поднимает руки вверх, при слове «карлик» — опускает ладонями вниз. Дети при слове «великан» должны встать и поднять руки вверх, а при слове «карлик» присесть, положив ладони на колени.
Слова и жесты воспитателя могут не совпадать: при слове «великан» — руки могут быть опущены, а при слове «карлик» - подняты. Поэтому дети должны внимательно слушать слова и не попадаться на ложный жест. Игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда половина играющих допустила ошибки.
3. Игры социо-игрового приобщения к делу.
Задача: выстраивание деловых отношений детей с педагогом и друг с другом.
Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу («Составь слово», «Живой алфавит, «Комплимент» и проч.).
Игра «Рассказ-рисунок о том, что вижу»
Воспитатель (ребенок-ведущий) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной, используя эпитеты, сравнения. Задача воспитателя (ребенка) - найти предмет или обстановку по описанию (за окном, в кабинете, в группе и т. п.). Описания должны быть понятными, четкими, связными.
4. Игры творческого самоутверждения.
Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат деятельности. Однако не следует считать, что задания этой группы нужны детям только с особой творческой одаренностью. Целесообразно рассматривать творческую активность (поддающуюся тренировке и развитию) каждого ребенка. Выполняя задания данной группы, дети получают возможность создать результаты этически привлекательные, что является мощным стимулом для развития каждого из зрителей-наблюдателей.
Игра «Костюм-превращение»
Детям предлагается нарядиться. Детали для ряжения могут быть реальными и частично воображаемыми. В результате к своим обычным костюмам дети добавляют различные «дополнения» (плащи, шляпы, кринолины, шлейфы, пиратские косынки на головах или батистовые платочки в руках, большие не по размеру ботинки и т. д.). Нарядившись, дети начинают двигаться, говорить, одним словом, вести себя сообразно костюму. Зрители-судьи угадывают, что за костюм на исполнителе, где и когда он живет.
Подобные игровые задания формируют в детях поведенческую чуткость к бытовым предметам, развивают их фантазию, искренность, юмор, желание увидеть (или выполнить) что-то чрезвычайное, необычное. Можно (и даже следует) использовать костюмы карнавальные (новогодние) и театральные (из ранее инсценированных сказок). Но лучше всего — старенькую вычищенную одежду собственных родителей. Желательно, чтобы в каждой группе детского сада стоял небольшой «волшебный сундук» с костюмами и деталями одежды для превращений.
5. Игры вольные.
Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.
В данную группу входят подвижные игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения, такие как «Ловишки», «Колечко-колечко», «Где мы были - не скажем, а что делали - покажем», «День и ночь», «Воробьи - вороны» и др.
Одно ив главных условий социо-игровой технологии: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект-субъектных отношениях участников игровой деятельности.