Лейла Бабаева
Презентация «Развитие звуковой культуры речи у детей с нарушением зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Развитие звуковой Культуры речи у детей с нарушением зрения
2 слайд
Цель: воспитание звуковой культуры речи у ребенка
Задачи:
• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков;
• Развивать артикуляционный аппарат;
• Развивать фонематический слух
План работы
Публикация «Презентация „Развитие звуковой культуры речи у детей с нарушением зрения“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Мастер-класс
4. Заключительный этап
5. Выводы
3 слайд
Характеристика ребенка
Возраст – 5 лет
Нарушение зрения – косоглазие (сходящийся страбизм (эзотропия) – глаза косят к носу)
Второй уровень ОНР
Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах:
- Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов.
- Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.
- Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:
• смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);
• в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);
• отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.
• наличием многочисленных искажений звуков в фонетической стороне речи. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука).
• Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость : перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» —ромашки, «кукика» — клубника). Многосложные слова редуцируются.
• У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
4 слайд
Подготовительный этап состоит из подбора игр, упражнений для развития звуковой культуры речи у ребенка с нарушением зрения. Подбора наглядного материала и необходимого оборудования для проведение игровых упражнений, а также подбора специализированного материала (карточки) для ребенка с нарушением зрения.
5 слайд – 8 слайд
В основной этап входит:
- артикуляционная гимнастика
- упражнения по развитию речевого дыхания
- изучение гласных и согласных звуков
9 слайд-12 слайд
Развитие речевого дыхания
«Лети, бабочка!»
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20-40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
13 слайд - 16 слайд
Изучение гласных и согласных звуков
Игра : «Слышишь ли ты звук»?
Наглядный материал: картинки с изображением разных предметов.
Дефектолог показывает картинку, на которой изображён РАК. Дети громко произносят: РАК. Затем показывает чистый лист такого же размера, как картинка, и просит сказать, что похожее по звучанию мог бы нарисовать художник. (МАК)
Слова МАК и РАК неоднократно произносятся ребенком и дефектологом.
Дефектолог предлагает вслушаться в них и сказать, что же у них общее, - звучат похоже, а что разное?
Дефектолог сам отчётливо произносит ММак- РРРак, как бы пропевает начальные звуки этих слов, и, если дети затрудняются, сам сообщает, что непохоже звучат слова в самом начале, в них слышатся разные звуки М и Р.
Аналогично проводится упражнение со словами МЫШКА- МИШКА, КИТ-КОТ.
17 слайд- 18 слайд
Найди сбежавший звук
Читать со слайда
19 слайд
«Мастер-класс»
Игровое упражнение «Улавливай шепот»
Цель: развивать остроту слуха.
Описание игры: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.
20 слайд
Прочитать со слайда
21 слайд
Выводы
• Работа дефектолога по развитию звуковой культуры речи у детей с нарушением зрения должна быть направлена на коррекцию фонетико-фонематического развития речи;
• Она должна включать в себя упражнения и игры, направленные на развитие артикуляционного аппарата, развитие фонематического слуха, совершенствование интонационной выразительности речи детей;
• Коррекционная работа должна осуществляется не только специалистами (дефектолог, логопед, но и родителями и воспитателями.