Татьяна Лексина
Опыт работы музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения и слепых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом,
учёным или рабочим, - задача педагога - воспитать в нём творческое
начало, творческое мышление» К. Орф
Я работаю с детьми с ОВЗ (с детьми с ограниченными возможностями здоровья) по зрению. Как никто другой знаю, что развивая музыкальные творческие способности ребенка с ОВЗ, способствую скорейшему вхождению его в социальный мир. Музыкальное творчество помогает ребенку справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми. Ребенок с нарушениями зрения, слепой ребенок, участвуя в музыкальной творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной социализации. Одной из главных задач музыкального воспитания детей с нарушением зрения является задача - развития слухового восприятия, где хорошо развитый слух помогает развитию творческих способностей детей, компенсирует зрительное восприятие.
Публикация «Опыт работы музыкального руководителя „Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения и слепых детей“» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Слепые и слабовидящие дети. Материалы для занятий
- Темочки
В работе по развитию музыкальных творческих способностей я использую современные технологии и методики (здоровьесберегающие, музыкально-педагогические,игровые, индивидуально - личностые, ИКТ, технологию проектной деятельности, квест - технологии и другие), которые способствуют раскрытию творческого потенциала слепого ребенка и ребенка с патологией зрения.
Любимой деятельностью детей на музыкальных занятиях стала поисковая деятельность, а именно – деятельность экспериментирования, экспериментирования со звуками. Ведь процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности. Сама музыка – это большой эксперимент, где можно проявить в полной мере смекалку, фантазию.
Для решения этой задачи мной был создан проект «Звук волшебник», реализация которого потребовала создания «Модифицированной дополнительной здоровьесберегающей программы «Звуки наши друзья». (развитие творческих способностей детей с патологией зрения и слепых детей).
В музыкальном зале появилась мини-лаборатория для экспериментирования с водой («песенки дождя»- веселого, грозного, листопадного, со звуками окружающего мира, природы. В процессе таких экспериментов я помогаю детям различать звуки музыкальные, шумовые. Предлагаю находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, подбирать к звукам словесные определения, способствую развитию фантазии в сочинительстве маленьких музыкальных пьесок и танцевальных композиций. Для этой работы нам понадобилась фонотеки звуков: шумовых, музыкальных и звуков природы (звери, птицы и т. п.). которую нам помогли создать родители детей
Экспериментирование звуками подтолкнуло нас с детьми к созданию самодельных шумовых музыкальных инструментов из бросового материала – «шумелки», «сопелки», «звенелки», «шуршалки», «щипалки» и т. п. Эта творческая деятельность детей тоже не обошлась без участия родителей, которые стали не только нашими помощниками, но и участниками в реализации «Модифицированной дополнительной программы по развитию музыкальных творческих способностей «Звуки наши друзья» .
Результатом моей работы по развитию творческих музыкальных способностей детей с нарушением зрения стало то, что дети стали использовать изготовленные музыкальные шумелки в самостоятельной игровой деятельности., (озвучивание сказок, рассказов) .Дети стали свободнее ориентироваться в мире звуков, появился самостоятельный интерес к экспериментированию.
По данной теме мною были подготовлены и проведены с детьми квест-игры «Июньские напевы», «В поисках инструментов Весны», «Звуки города», «Путешествие на кухню», «Поиск песенок дождя» и т. д.
Родители явились участниками совместных праздников Нового года, Встречи Весны, Масленицы и других. Где с удовольствием совместно со своими детьми исполняли музыкальные произведения на инструментах –шумелках, танцевали с детьми, пели песни в ансамбле и дуэтом.
Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинять собственную мелодию на нем, участие в праздниках и развлечениях, позволяет детям с нарушением зрения и слепым детям почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах, фото-сессиях дают родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств в развитии творческих музыкальных способностях их детей.