Ирина Картамышева
Развитие зрительного восприятия у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Зрительное восприятие начинает функционировать с первых дней жизни, и является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте, дающим комплексное представление об окружающем. Развитие зрительного восприятия в младшем дошкольном возрасте необходимо для получения визуального образа предмета, изучения его детали, а в дальнейшем для обучения ребенка письму, чтению, математике.
Категории признаков зрительного восприятия :
форма, величина, цвет, удаление, движение, направление, покой, телесность.
Публикация «Развитие зрительного восприятия у младших дошкольников» размещена в разделах
Такую уникальную информацию мы получаем с помощью дифференциальных функций зрения: остроты зрения, цветоразличения, поле зрения и глазодвигательных функций.
Зрительное восприятие играет важную роль в мышлении, познании, поведении, различной деятельности. Информация, принимаемая благодаря зрительному восприятию, хранится, в виде образов, картинок, изображений.
Большое значение для развития зрительного восприятия имеет игра, в которой дети распознают различные особенности предметов: цвет, форму, величину. В игре создаются различные представления о предметах. Игра является продуктивным и увлекательным способом развития зрительного восприятия у детей.
Предлагаю игры, развивающие зрительное восприятие малышей.
Игра «Найди предмет такого же цвета»
Цели: учить детей запоминать цвет и ориентироваться на него; мотивировать у детей активное употребление названий цвета; закреплять умение группировать однородные по цвету объекты вокруг образца; развивать зрительное восприятие, внимание.
Материал: колечки от пирамидок красного, желтого, зеленого и синего цветов; карточки с цветочками перечисленных цветов; таких же цветов полянки из картона.
Ход игры. Педагог раздает детям карточки с изображением цветочков красного, желтого, зеленого и синего цветов. Малыши определяют, какого цвета цветок, подходят к столу, на котором лежат перемешанные колечки от пирамидок таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых цветочки красного цвета, собрать все красные колечки, у кого цветочки желтого цвета, собрать все желтые колечки и так далее. После предложить детям собрать пирамидку из одноцветных колечек и назвать ее цвет или выложить цветочки одного цвета на полянке такого же цвета (желтые цветочки дети раскладывают на желтой полянке, красные – на красной, зеленые – на зеленой, синие – на синей).
Игра «Найди пару»
Цели: закреплять с детьми цвета; учить детей выбирать цвет по образцу, выполнять действия по цветовому сигналу; развивать зрительное восприятие, внимание.
Материал: бубен, воздушные шары красного, желтого, зеленого, синего цветов.
Ход игры: Педагог предлагает детям взять по одному воздушному шару. По сигналу бубна дети должны сначала разбежаться по залу, затем остановиться и найти свою пару, сверстника, у которого шар такого же цвета. Дети с одинаковыми шарами становятся рядом, взявшись, за руки и дружно называют свой цвет, например: «У нас шары красные, они одинаковые». В процессе игры дети меняет шары. Каждый раз малыши находят новые пары, соответственно цвета шара.
Игра «Что пропало?»
Цель: развивать зрительную ориентировку при восприятии цвета, формы, величины предмета.
Материал: круги красного, желтого, зеленого и синего цветов, большого и маленького размера.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе вырезанные круги. Просит детей посмотреть и запомнить все, что там есть. Затем дети отворачиваются. Педагог убирает один круг и просит детей повернуться к столу и догадаться «Что пропало?»
Игра «Чего не хватает?»
Цель: развивать зрительное восприятие, мышление, внимание к деталям.
Материал: рисунки, изображающие зайчика без хвостика или без ушей; медвежонка, без изображения ротика.
Ход игры: Попросить ребенка сказать: «Чего не хватает на картинке?»
Игра «Путаница»
Цель: развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания.
Материал: картинки (контуры знакомых ребенку предметов, наложенных друг на друга)
Ход игры: Попросить ребенка назвать все, что он найдет на рисунке.
Игра «Мыльные пузыри»
Цели: активизировать зрительное восприятие; формировать фиксацию взора; развивать концентрацию внимания.
Материал: мыльные пузыри.
Ход игры: Педагог обращает внимание детей на выпущенные мыльные пузыри: как много их вылетело, какие они по форму, какого размера, какие красивые, как высоко летят, как долго не лопаются, держатся в воздухе.
Считаю, целесообразным, в младшем дошкольном возрасте включать ребенка в деятельность, соответствующую для данного периода развития, чтобы не наступила задержка в отклонении психических образований и перехода на следующий возрастной этап. Таким образом, если малыш получает, недостаточное развитие зрительного восприятия это может стать причиной отставания и других психических процессов и явлений. Для успешного развития ребенка полезно создавать благоприятные условия в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Список использованной литературы:
. 1. Журавлева И. А., Саликова Э. М. Восприятие дошкольником художественного образа // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 8. - С. 40-42
2. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. Смирнова. СПб. : Питер, 2009. - С. 127-133
3. Казанская К. О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций; А-Приор - Москва, 2010. - С. 60-63.
4. Никулина Г. В., Фомичева Л. В., Замашнюк Е. В., Никулина И. Н., Быкова Е. Б. Зрительное восприятие : диагностика и развитие учебно-методическое пособие. - Киров: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2013. - С. 264.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: От рождения до школы. Спб. : Питер, 2009 - С. 202-211.
6. Чернышенко Ю. К. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2012. - № 2. - С. 170-173.