Балдова
Развитие эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников наряду с формированием собственно изобразительных умений, ведется работа по приобщению детей к искусству. В совокупности овладения знаниями и умениями в этих направлениях у детей формируются художественные и изобразительные (технические) умения, которые оказывают существенное влияние на развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста. А образовательная область, которая включает в себя содержание ознакомления с искусством и содержание изобразительной деятельности носит название «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Развитие эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства» размещена в разделах
Основные термины статьи: эстетика, восприятие, эстетическое восприятие, художественное восприятие, эстетическое развитие, искусство, произведения искусства.
Понятие «эстетическое развитие» по мнению Д. Б. Лихачева – это «целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».
Понятие «эстетическое развитие» тесно связано с понятием «эстетическое восприятие», которое представляет собой процесс, при котором у детей дошкольного возраста развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. [5]
Эстетическое восприятие является особенной деятельностью, при которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию окружающего мира с эстетических позиций. На его основе формируется художественное восприятие - познание действительности средствами различных видов искусства. Благодаря художественному восприятию ребенок познает себя, свои взаимоотношения с окружающим миром. [6]
Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, выступают одними из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, что свидетельствует о значимости рассматриваемой проблемы исследования. [1]
В качестве эффективного средства по художественно-эстетическому развитию может выступать ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства. Приобщение к искусству способно не только развивать в детях чувство прекрасного, а также поможет в развитии изобразительных навыков в рисовании: у детей появится представление о том, как средства рисования способны помочь в воплощении замысла.
В настоящее время можно отметить недостаточное количество методических разработок, направленных на решение задач эстетического характера в комплексной взаимосвязи всех видов деятельности, и особенно актуальна проблема приобщения детей к искусству, поскольку часто она связана с трудностями в наглядном обеспечении.
Исходя их актуальности проблемы был разработан аппарат исследования.
Проблема исследования: изучить, какие возможности и перспективы в развитии изобразительной деятельности дошкольников содержаться в ознакомлении с произведениями изобразительного искусства?
Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – средства ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе работы по изобразительной деятельности с целью развития эстетического восприятия.
Целью является изучение психолого-педагогической литературы и практического опыта педагогов в вопросах влияния произведений изобразительного искусства на развитие эстетического восприятия дошкольников в изобразительной деятельности.
Задачи работы:
1. Определить роль ознакомления дошкольников с произведениями искусства на занятиях по изобразительной деятельности.
4. Выявить критерии отбора произведений искусства по ознакомлению детей дошкольного возраста.
3. Изучить виды и жанры изобразительного искусства, доступные для понимания детям дошкольного возраста.
5. Подобрать произведения изобразительного искусства, доступные для понимания детей дошкольного возраста.
6. Обосновать связь работы по ознакомлению с изобразительным искусством и занятий по изобразительной деятельности.
Исследования Г. Г. Григорьевой, Е. В. Гарапучик, А. А. Неверовой показывают, что изобразительное искусство положительно влияет на развитие изобразительных способностей ребёнка дошкольного возраста.
В процессе общения ребенка с искусством, накапливается большое количество разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на детей дошкольного возраста, произведения художников учат ребёнка фантазировать, дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать прекрасное. [2]
Принимая во внимание проблему эстетического образования с помощью средств изобразительного искусства необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Нельзя требовать от детей, чтобы они оценили картины, еще не доступные для его понимания, но можно и нужно так развивать их способности и духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, ребёнок мог наслаждаться этим творчеством. Художественное образование направлено, прежде всего, на развитие внутреннего мира ребенка, его индивидуального духовного богатства, которое определит его последующее поведение.
В дошкольной образовательной организации (ДОО) дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства, доступными их возрасту. Используя лучшие образцы произведений изобразительного искусства, педагог воспитывает у них интерес и развивает способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. [3]
Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.
Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми :
- доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);
- разнообразие стилевой манеры;
- доступность содержания для детского восприятия;
- художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т. д.);
- положительное эмоциональное воздействие на ребенка;
- учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);
- содержание должно носить воспитывающий характер. [3]
Знакомство детей с изобразительным искусством начинается с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: И. Билибиным, Ю. Васнецовым, В. Лебедевым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным, и др., современными художниками-иллюстраторами Т. Грудининой, Т. Нехотиной, М. Рудаченко, Г. Скотиной по произведениям малого устного фольклора.
Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, потешки, лучше представить себе героев, их внешность, характеры. Книжной графике принадлежит значительное место в эстетическом развитии детей. Образы героев сказок, песенок, потешек вызывают у них эмоциональный отклик. (Иллюстрация Ю. А. Васнецова к сказке «Конёк-Горбунок»)
Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе, её красоте. Пейзаж побуждает у детей дошкольного возраста чувство любви и гордости к своему родному краю. (И. Шишкин «Рожь»)
Натюрморт вызывает у детей чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Данный жанр привлекает внимание детей дошкольного возраста своими средствами выразительности, вызывает ассоциации с собственным жизненным опытом. (В. А. Серов «Девочка с персиками»)
Портреты помогают детям увидеть черты лиц людей. Изображение человека занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства, поэтому большое значение имеет целенаправленное ознакомление с таким жанром изобразительного искусства, как портрет. [4]
Работа по ознакомлению с изобразительным искусством должна быть отражена как часть подготовительной работы к занятиям по изобразительной деятельности. Так, например, перед занятием по декоративной лепке необходимо провести подводящую беседу, направленную на ознакомление с народной скульптурой.
На сегодняшний день идея ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства неоспорима. Образование в области изобразительного искусства занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности. Для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство.
При построении процесса ознакомления детей с изобразительным искусством необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, максимально приблизиться к разумному «минимуму» на необходимом и достаточном материале.
Воспитание детей дошкольного возраста, формирование личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. От общения с изобразительным искусством дети получают, прежде всего, радость познания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого.
Данная тема представляет интерес для продолжения дальнейшей работы в этом направлении, поэтому авторы статьи планируют продолжить исследование проблемы приобщения детей к искусству в практической работе с детьми.
Список использованных источников
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52с.
2. Балбекина, Н. А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста / Н. А. Балбекина, А. Ю. Шаталова, В. А. Анисимова. — [Текст] : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 18-20.
3. Гарапучик, Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства / Е. В. Гарапучик, И. А. Стрельбицкая, Е. В. Бокарева. — [Текст] : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 284-286.
4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. — Москва: Академия, 2010. — 272 с.
5. Кондрашева, Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских// Педагогика: традиции и инновации: 2013. — С. 52-54.
6. Неверова, А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / А. А. Неверова. — [Текст] : непосредственный // Психологические науки: теория и практика. — Москва: Буки-Веди, 2015. С. 44-48.