Лучший педагог года

Развитие эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства

Балдова
Развитие эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства

В процессе обучения изобразительной деятельности дошкольников наряду с формированием собственно изобразительных умений, ведется работа по приобщению детей к искусству. В совокупности овладения знаниями и умениями в этих направлениях у детей формируются художественные и изобразительные (технические) умения, которые оказывают существенное влияние на развитие эстетического восприятия детей дошкольного возраста. А образовательная область, которая включает в себя содержание ознакомления с искусством и содержание изобразительной деятельности носит название «Художественно-эстетическое развитие».

Публикация «Развитие эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства» размещена в разделах

Основные термины статьи: эстетика, восприятие, эстетическое восприятие, художественное восприятие, эстетическое развитие, искусство, произведения искусства.

Понятие «эстетическое развитие» по мнению Д. Б. Лихачева – это «целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности».

Понятие «эстетическое развитие» тесно связано с понятием «эстетическое восприятие», которое представляет собой процесс, при котором у детей дошкольного возраста развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. [5]

Эстетическое восприятие является особенной деятельностью, при которой у детей дошкольного возраста формируется способность к познанию окружающего мира с эстетических позиций. На его основе формируется художественное восприятие - познание действительности средствами различных видов искусства. Благодаря художественному восприятию ребенок познает себя, свои взаимоотношения с окружающим миром. [6]

Становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, выступают одними из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, что свидетельствует о значимости рассматриваемой проблемы исследования. [1]

В качестве эффективного средства по художественно-эстетическому развитию может выступать ознакомление дошкольников с произведениями изобразительного искусства. Приобщение к искусству способно не только развивать в детях чувство прекрасного, а также поможет в развитии изобразительных навыков в рисовании: у детей появится представление о том, как средства рисования способны помочь в воплощении замысла.

В настоящее время можно отметить недостаточное количество методических разработок, направленных на решение задач эстетического характера в комплексной взаимосвязи всех видов деятельности, и особенно актуальна проблема приобщения детей к искусству, поскольку часто она связана с трудностями в наглядном обеспечении.

Исходя их актуальности проблемы был разработан аппарат исследования.

Проблема исследования: изучить, какие возможности и перспективы в развитии изобразительной деятельности дошкольников содержаться в ознакомлении с произведениями изобразительного искусства?

Объектом исследования является процесс развития эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – средства ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства в системе работы по изобразительной деятельности с целью развития эстетического восприятия.

Целью является изучение психолого-педагогической литературы и практического опыта педагогов в вопросах влияния произведений изобразительного искусства на развитие эстетического восприятия дошкольников в изобразительной деятельности.

Задачи работы:

1. Определить роль ознакомления дошкольников с произведениями искусства на занятиях по изобразительной деятельности.

4. Выявить критерии отбора произведений искусства по ознакомлению детей дошкольного возраста.

3. Изучить виды и жанры изобразительного искусства, доступные для понимания детям дошкольного возраста.

5. Подобрать произведения изобразительного искусства, доступные для понимания детей дошкольного возраста.

6. Обосновать связь работы по ознакомлению с изобразительным искусством и занятий по изобразительной деятельности.

Исследования Г. Г. Григорьевой, Е. В. Гарапучик, А. А. Неверовой показывают, что изобразительное искусство положительно влияет на развитие изобразительных способностей ребёнка дошкольного возраста.

В процессе общения ребенка с искусством, накапливается большое количество разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений. Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на детей дошкольного возраста, произведения художников учат ребёнка фантазировать, дети начинают «видеть» и «слышать» в произведении что-то свое, у них возникает желание самим создать прекрасное. [2]

Принимая во внимание проблему эстетического образования с помощью средств изобразительного искусства необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Нельзя требовать от детей, чтобы они оценили картины, еще не доступные для его понимания, но можно и нужно так развивать их способности и духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, ребёнок мог наслаждаться этим творчеством. Художественное образование направлено, прежде всего, на развитие внутреннего мира ребенка, его индивидуального духовного богатства, которое определит его последующее поведение.

В дошкольной образовательной организации (ДОО) дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства, доступными их возрасту. Используя лучшие образцы произведений изобразительного искусства, педагог воспитывает у них интерес и развивает способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. [3]

Отбор произведений изобразительного искусства занимает важное место в планировании работы с детьми дошкольного возраста в художественно-эстетическом направлении. Правильный отбор произведений живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства является одним из условий, которые оказывают воздействие на эстетическое развитие детей, формирование первоначальных представлений о мире, интереса к культуре родного края и мира.

Существуют определенные критерии для отбора произведений искусства для ознакомления с детьми :

- доступность возрасту (учет возрастных психофизических и индивидуальных особенностей);

- разнообразие стилевой манеры;

- доступность содержания для детского восприятия;

- художественная ценность, разнообразие используемых художником средств выразительности (цвет, линия, колорит, композиция, ритм и т. д.);

- положительное эмоциональное воздействие на ребенка;

- учет сезона, принципа краеведения при подборе картин (сначала детей знакомят с образами родного края);

- содержание должно носить воспитывающий характер. [3]

Знакомство детей с изобразительным искусством начинается с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: И. Билибиным, Ю. Васнецовым, В. Лебедевым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным, и др., современными художниками-иллюстраторами Т. Грудининой, Т. Нехотиной, М. Рудаченко, Г. Скотиной по произведениям малого устного фольклора.

Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, потешки, лучше представить себе героев, их внешность, характеры. Книжной графике принадлежит значительное место в эстетическом развитии детей. Образы героев сказок, песенок, потешек вызывают у них эмоциональный отклик. (Иллюстрация Ю. А. Васнецова к сказке «Конёк-Горбунок»)

Рассматривание пейзажных работ способствует воспитанию у дошкольников бережного отношения к природе, её красоте. Пейзаж побуждает у детей дошкольного возраста чувство любви и гордости к своему родному краю. (И. Шишкин «Рожь»)

Натюрморт вызывает у детей чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Данный жанр привлекает внимание детей дошкольного возраста своими средствами выразительности, вызывает ассоциации с собственным жизненным опытом. (В. А. Серов «Девочка с персиками»)

Портреты помогают детям увидеть черты лиц людей. Изображение человека занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства, поэтому большое значение имеет целенаправленное ознакомление с таким жанром изобразительного искусства, как портрет. [4]

Работа по ознакомлению с изобразительным искусством должна быть отражена как часть подготовительной работы к занятиям по изобразительной деятельности. Так, например, перед занятием по декоративной лепке необходимо провести подводящую беседу, направленную на ознакомление с народной скульптурой.

На сегодняшний день идея ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства неоспорима. Образование в области изобразительного искусства занимает важное место в системе эстетического воспитания и способствует развитию творческого потенциала личности. Для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства, нужно знать, как воздействует искусство.

При построении процесса ознакомления детей с изобразительным искусством необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, избегая перегрузки детей, максимально приблизиться к разумному «минимуму» на необходимом и достаточном материале.

Воспитание детей дошкольного возраста, формирование личности невозможны без решения вопросов эстетического воспитания. От общения с изобразительным искусством дети получают, прежде всего, радость познания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого.

Данная тема представляет интерес для продолжения дальнейшей работы в этом направлении, поэтому авторы статьи планируют продолжить исследование проблемы приобщения детей к искусству в практической работе с детьми.

Список использованных источников

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : Приказ Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155. – Москва: Эксмо, 2014. – 52с.

2. Балбекина, Н. А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста / Н. А. Балбекина, А. Ю. Шаталова, В. А. Анисимова. — [Текст] : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 18-20.

3. Гарапучик, Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства / Е. В. Гарапучик, И. А. Стрельбицкая, Е. В. Бокарева. — [Текст] : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 284-286.

4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г. Г. Григорьева. — Москва: Академия, 2010. — 272 с.

5. Кондрашева, Ю. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских// Педагогика: традиции и инновации: 2013. — С. 52-54.

6. Неверова, А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / А. А. Неверова. — [Текст] : непосредственный // Психологические науки: теория и практика. — Москва: Буки-Веди, 2015. С. 44-48.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства» Отчет по самообразованию «Развитие речи на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства Подготовительная группа Яркие.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки»Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры «Весёлые фишки» Развитие пространственной ориентировки и зрительного восприятия в процессе развивающей дидактической игры: «Весёлые фишки».Воспитатель.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эстетического восприятия старших дошкольников в процессе ознакомления с произведениями искусства
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 20:19
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД