Нечаева Ульяна
Развитие эстетического мировоззрения и творческих способностей у детей дошкольного возраста через дизайнерскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Как часто в своей повседневной жизни, выбирая те или иные предметы обихода, мы руководствуемся не только их утилитарной функцией, но и эстетической. Сложно представить современного человека, отвергавшего бы понятия: стиль, уют, эргономичность, комфорт. Всё это неотъемлемая часть окружения каждого из нас и характеризуется одним ёмким словом – дизайн. Его по праву можно назвать отраслью художественного творчества, поскольку его объекты нередко не только украшают жизнь человека, но и становятся достоянием мирового искусства. Кроме того, дизайн соприкасается почти со всеми сферами жизнедеятельности человека, совершенствует технические качества предметов, облегчает труд, создаёт удобство в применении многих вещей, является основой информационных и компьютерных ресурсов.
Публикация «Развитие эстетического мировоззрения и творческих способностей у детей дошкольного возраста через дизайнерскую деятельность» размещена в разделах
«В сфере изобразительно-пространственных искусств дизайн, как отмечалось, не имеет резких границ: здесь, образно говоря, музы ходят хороводом, а дизайнер, как дирижёр, привносит порядок и гармонию в дело жизнеустройства.» - пишет Г. Пантелеев в книге «Детский дизайн». (Пантелеев Г. Детский дизайн. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006. с. 5 /192 с., ил.)
Таким образом, создание комфортной среды можно считать одним из ведущих направлений в дизайне. По моему мнению, организация уютного окружения становится более эффективным, когда целевым объектом становится ребёнок. Благодаря детской неуёмной фантазии и творческому воображению раскрываются новые грани художественной деятельности и возникают идеи немыслимых арт-объектов. Поэтому, начало моей деятельности в области предметно-пространственного дизайна было направлено на создание оригинальной развивающей среды для детей. Это были 3D проекты мебели и комнат для малышей, тематические ночники-светильники, роспись стен и создание макетов мультипликационных персонажей, как для оформления игрового пространства, так и для сюжетно-ролевых игр и др. Наполняя жизнь детей удивительными предметами, я ставила целью приобщение их к культуре эстетического восприятия и развитие сенсорных способностей. По мере дальнейшей работы в этом направлении, я пришла к выводу, что развитие через среду не может раскрыть всего творческого потенциала человека, и труд окажется продуктивнее, если будет вестись в сотворчестве.
Внедрение детского дизайна, начиная с дошкольного возраста, является актуальным, поскольку создаёт важные условия развития художественного творчества, так как способствует обогащению культурного багажа дошкольника, позволяет ему самостоятельно решать конструктивные задачи. В отличие от непосредственно изобразительной деятельности, дизайн развивает в основном проектное мышление, наблюдательность, учит детей видеть логические связи, способствует развитию умения формировать аргументированную позицию. Новизна введения детского дизайна на дошкольном уровне определяется становлением творческого взгляда на создаваемые объекты, позволяя всё меньше обращаться к шаблонам, чётким правилам и границам. Такой подход мотивирует личность на решение поставленных художественно-эстетических задач при помощи фантазии, развивает креативное восприятие. В современном мире эти качества востребованы, и человек, обладающий ими, будет полезен для общества, поскольку являет собой своеобразный «кирпичик» в фундаменте общего прогресса. И не столь важно станет ли он в будущем дизайнером, художником, архитектором, или выберет совершенно иную специальность, его мироощущение, способность не только наблюдать прекрасное, но и умение это выразить и творчески переработать позволят ему развиваться на протяжении всей жизни. Но закладывать эти качества необходимо с раннего возраста.
(Новикова У. Л.)