Шаталова Ольга
Проект «Русские народные игры» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Русские народные игры. Проекты
- Темочки
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Название проекта : «Русские народные подвижные игры»
Тип проекта : краткосрочный, ролево- игровой.
Участники: дети старшего возраста (6-7 лет, воспитатели, родители.
Продолжительность: с 11.08.2020г по 28.08.2020г - краткосрочный.
Основное направление проекта : Наш проект создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки
Мероприятия проводятся в виде: бесед, викторин, занятий познавательного цикла, чтение художественной литературы, заучивание закличек, считалочек, стихотворений, развивающие, познавательные, подвижные игры.
Актуальность темы.
Русские народные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто их придумал? На эти вопросы есть только один ответ: они, как сказки и песни тоже созданы народом. В народных играх много юмора, задора, энергетики и веселья. В них проявляются лучшие человеческие качества: доброта, взаимовыручка, благородство и многие другие. Они сопровождаются неожиданными моментами, считалками и зазывалками.
Современные дети играют в эти игры все меньше и меньше. Игры, созданные народом, оказались забытыми. С самого раннего детства детей теперь увлекают компьютерные игры. Они мало двигаются, реже общаются со сверстниками.
Поэтому наш проект очень актуален и своевременен. Ведь если с самого раннего детства начинать знакомить детей с родной культурой, национальными традициями, народными праздниками, русскими играми, то это будет способствовать духовному, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников. Наши русские, народные, несправедливо забытые игры окажут большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически и морально укрепят ребенка.
Все народные игры разнообразны и развлекательны. Поэтому увлечь детей будет не трудно. Самое главное поддержать интерес к ним и заново познакомить с правилами наших по - настоящему народных игр.
Наш проект и создан для того, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь поближе узнать свое прошлое, свои истоки.
Цель: Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
Задачи:
1. вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
2. развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;
3. развивать двигательную активность детей : ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
4. развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
5. воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
6. воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
7. обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
Образовательные области, содержание которых включено в проект :
- познавательное развитие;
- физическое развитие;
- речевое развитие;
- художественно — эстетическое развитие;
- социально - коммуникативное развитие.
Материально - технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
-составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок.
- подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).
Предполагаемый результат:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
-умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
Этапы проекта :
1 этап: Подготовительный
- изучение методической литературы по данной теме;
- сбор необходимой информации, подбор игр;
- написание плана проекта.
2 этап : Практический:
- реализация проекта через различные виды деятельности детей (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).
Системная паутинка к проекту :
Центр речевой активности.
Беседа : «Жизнь и быт русского народа»
«Традиции и обычаи русского народа»
«Русские народные игры»
Прослушивание и заучивание закличек, считалочек, зазывалок.
Рассматривание иллюстраций, наглядных пособий; наблюдение.
Просмотр мультфильмов на тему: «Как играли на Руси»
Центр музыки и театра:
Досуг: «Русские народные, заводные хороводные».
Центр занимательных игр.
Дидактическая игра: «Собери солнышко»
Дидактическая игра: «Подбери картинку»
Дидактическая игра: «Выставка старинных вещей»
Дидактическая игра : «Одень куклу в национальную одежду»
Центр здоровья.
Подвижные игры : «Колечко»
Подвижные игры : «Гуси-гуси…»
Подвижные игры : «У медведя во бору…»
Подвижные игры : «Хоровод»
Подвижные игры : «Ручеек»
Подвижные игры : «Гори,гори-ясно»
Подвижные игры : «Бояре»
Подвижные игры : «Васька кот»
Подвижные игры : «Вершки-корешки»
Подвижные игры : «Солнышко»
Подвижные игры : «Малечина-калечина»
Подвижные игры : «Перетягивание каната»
Подвижные игры : «Золотые ворота»
Подвижные игры : «Пустое место»
Центр проектной деятельности.
Для детей :
Создание атрибутики к русским народным играм.
Аппликация : «Атрибут к русской народной игре «Гуси-гуси…»
Рисование: «Как мы играли в Гуси-гуси…»
Для педагогов:
Подбор иллюстраций к теме «Русские народные подвижные игры»
Для родителей:
Анкета : «Народные детские подвижные игры».
Консультация для родителей: "Играем в семье. Народные подвижные игры"
Консультация для родителей: «Советы родителям по организации народных игр в семье.»
3 этап : Заключительный:
Цель: Анализ результатов проектной деятельности.
Создание слайд-шоу и презентации на тему: "Русские народные подвижные игры». Доклад
Итоги проекта :
В начале реализации нашего проекта, наблюдая за детьми, мы увидели, что играя в русские народные игры, дети не имеют понятия, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Колечко», «Каравай», откуда взялись эти игры, что в такие игры могли играть их бабушки и дедушки. Современным детям, которые привыкли к современным технологиям, например: телефоны, компьютеры, электронные игрушки и т. д., вообще очень трудно дается осознание того, что в прежние времена, люди могли обходиться без всего этого. В ходе проекта, мы много беседовали о том, как жили люди в прежние времена, много играли в русские народные игры, и по окончанию нашего проекта, мы можем сделать вывод, о том, что у детей сформировались представления о жизни, традициях, обычаях, культуре русского народа. У детей появился интерес к русским народным играм и творчеству в целом, дети стали сами просить нас поиграть в русские народные игры, послушать русские народные песни и потанцевать под них.
Список используемой литературы:
1. Зайцева Е. Коляда: Представление для детей с народными играми, песнями, считалками/ Е. Зайцева// НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. -1999.-№5.
2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР : пособие для воспитателей детского сада/ Под. Ред. Т. И. Осокиной. М. :Просвещение 1988г.
3. Якуб С. К. вспомним забытые игры. М. : Детская литература, 1988г.
4. Кузнецова З. М. Народные игры на уроках физической культуры. – Набережные Челны, 1996г.