Татьяна Скрягина
Развитие эстетических представлений о музыке, восприятие её посредством музыкально-двигательных образов
▼ Скачать + Заказать документы
Работу на данном этапе необходимо начинать прежде всего с тщательного выбора музыкального репертуара, придерживаясь принципов венгерского композитора и педагога Золтана Кодаи о триединстве музыкального воспитания (фольклор, классика, современная музыка, стараюсь пополнять «багаж» ребёнка высоко – художественными произведениями, способствующими формированию его музыкального вкуса.
Публикация «Развитие эстетических представлений о музыке, восприятие её посредством музыкально-двигательных образов» размещена в разделах
Известные педагоги-музыканты Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, Н. А. Метлов выделили следующие ведущие принципы подбора музыкальных произведений для детей:
• художественность;
• доступность;
• воспитательная направленность.
Именно такие критерии наиболее полно определяют пути формирования музыкального исполнительства дошкольников.
Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей.
Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и многих других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры, что, несомненно, способствует формированию гармонической личности, способной не только любить и понимать искусство, но и чутко и бережно относиться ко всему окружающему, к миру природы, к миру человеческих взаимоотношений.
Обязательной составляющей музыкального репертуара для дошкольников являются произведения современных композиторов-классиков — Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, С. Майкапара, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов — М. Красева, В. Витлина, Ю. Слонова, Т. Попатенко и др.
Интонационно-образный строй современной музыки позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.
При выборе музыкального репертуара пользуйтесь принципом
- доступность по эмоциональной динамике.
- простота по форме,
- доступность в двигательном отношении
«Во всей музыкально двигательной работе надо исходить из музыки», так определила С. Д. Руднева метод музыкального движения, поэтому отбор музыкальных произведений я считаю особенно важным.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Поэтому я стараюсь быть очень осторожной с использованием классических шедевров.
Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием.
Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных.
Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни.
Известно, что особенностью детского восприятия является игра,
и поэтому необходимо стараться насыщать взаимодействие с детьми игровыми приёмами, придавать музыкальным движениям игровой характер, конкретный образ. Это помогает активизировать слуховое внимание, наблюдательность, воображение детей : «Послушайте, как легко и нежно звучит музыка, также легко летают маленькие птички» или «музыка будет звучать резко и отрывисто и вы, постарайтесь исполнить также».
Подбирать такие упражнения и этюды, которые способствуют воспитанию музыкального восприятия у детей, совершенствованию их движений, развивают способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ.