Лидия Струнова
Развитие познавательно-математических представлений дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.
Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Публикация «Развитие познавательно-математических представлений дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.
Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок, творчества, воображения, фантазии. Поэтому одним из ведущих видов деятельности в детском саду является театрально – игровая деятельность. Но театрально - игровая деятельность является не только ярким эмоциональным средством, воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством, но и в то же время она может быть средством математического развития. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости, но восприятие кукольного спектакля является в то же время сложным психологическим процессом, который формирует и умственные способности детей. В своей работе с детьми по развитию математических способностей я широко использую музыкально - театрализованную деятельность. Так во время проведения непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП я использую пальчиковые игры. Когда дети начинают уставать, это вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему.
Например: игра «Пальчик, пальчик, где ты был?»
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
После игры я предлагаю детям посчитать : Сколько братцев было у пальчика – мальчика?, таким образом, продолжая формировать навыки счета. С целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке я использую следующие считалки: Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплыл ясный месяц.
Девять, восемь, семь, шесть,
Пять, четыре, три, два, один.
В прятки мы играть хотим.
Надо только нам узнать,
Кто из нас пойдет искать?
В такой ситуации дети количественный и обратный счёт осваивают быстрее. Поделюсь с вами некоторыми особенностями работы со сказками. Сказочные сюжеты очень удобно использовать в ходе НОД. Картинки по сказкам легко отыскать в интернете и дополнить заданиями в соответствии с задачами образовательной деятельности. В работе с детьми младших групп, я использую сюжеты сказки «Колобок» в ходе ознакомления с геометрической фигурой – круг. Например, с помощью слайдовый презентации, я переносила детей в сказку и предлагала детям такие вопросы? Кто мне скажет, на какую фигуру похож Колобок? С кем он может подружиться? - Ребята, давайте подумаем, какие ещё сказочные предметы похожи на круг? ( ответы детей: блин из сказки «Крылатый, мохнатый, да масляный», Солнышко,репка). С героями сказки «Три поросёнка» закрепляем представления о геометрических фигурах, детям я предлагала такие задания : «Используя геометрические фигуры, постройте домики поросятам». «Скажите, в каком по форме домике будет комфортнее жить поросятам и почему. Для закрепления порядкового счёта я использовала кукольный театр «Волк и семеро козлят». Ребята, сегодня к нам пришли гости мама – коза и ее козлята. Посмотрите, какие они нарядные. Первый козлёнок - в красном сарафане, второй в белой рубашке, третий - в зелёной, четвёртый - голубой, пятый - в коричневой, шестой - в синем сарафане, седьмой - в жёлтом сарафане… «скажите каким по счету идет козленок в жёлтой рубашке? А в синей? Зеленой? Одновременно дети осваивают порядковый счёт и закрепляют цвета. Эти же задачи можно решать на сюжетах сказки «Репка» – учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы сколько? какой по счёту? на котором по счёту месте) - Сколько героев в сказке? На каком по счету месте находится Жучка? Чтобы формировать пространственные отношения на материале этой сказки я задаю детям вопросы: Кто стоит впереди Жучки? Кто стоит позади Жучки? Используя сюжеты сказки «Заюшкина избушка», можно спросить у детей: «Кто первым предложил помощь зайчику, вторым, третьим? А совершив путешествие в сказку «Три медведя», я предлагаю детям закрепить умения определять пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), и сравнить предметы мебели по высоте и длине, для этого я использовала куклы би-ба- бо.
При обучении детей элементарным математическим представлениям, я часто использую такую форму занятий, как занятия-путешествия. Мы вместе с детьми отправляемся в сказку на помощь какому-либо сказочному герою, где нас ждут интересные задания. Еще один методический прием, который я использую в своей работе – это игры-соревнования. Дети делятся на две команды, каждой из которой я задаю различные математические вопросы по сказке. Причем у каждой команды своя сказка. Такие игры проходят очень эмоционально и решают ряд задач как математического характера, а так же показывают знание детьми содержания сказок. Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Поэтому я использую сказки. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т. е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Я убедилась на собственном опыте, что любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное использование системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.
Сказка на всем протяжении обучения должна оставаться для ребенка художественным произведением и ни в коем случае не должна редуцироваться в сугубо дидактическое средство. Такой ошибки удается избежать, если воспитатель выступает на непосредственно образовательной деятельности не как педагог-дидакт, а как сказитель, актер и режиссер сказочного действования, активными участниками которого являются, прежде всего, дети.