Света Бабенко
Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах
▼ Скачать + Заказать документы
Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены. В настоящее время группу посещают 21 ребенок, из которых группы здоровья Д 1- у 15 детей, Д 2- у 6 детей. Дети стали чаще болеть простудными заболеваниями. Я заметила, что количество физически ослабленных детей становится всё больше год от года. Обратив внимание на эту проблему, я выяснила, что мышечная нагрузка у детей уменьшается ещё и в силу объективных причин:
Публикация «Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах» размещена в разделах
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
• не в каждой семье есть возможность предоставить достаточно времени, места и спортивного оборудования для столь необходимого малышам физического развития,
• некоторые родители отдают предпочтение интеллектуальному развитию своего ребёнка (компьютерные игры, телепередачи) и не уделяют достаточно внимания физическому развитию, следствием чего является, опять-таки, снижение его двигательной активности.
Именно поэтому на современном этапе как никогда возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.
С введением ФГОС ДО к работе дошкольных учреждений предъявляются очень высокие требования и, прежде всего, в вопросах, касающихся здоровья и физического развития воспитанников. Детские сады призваны заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка. Возведя это утверждение в ранг аксиомы, мы, в своёй группе, по вопросам развития двигательной активности детей решили уделять первостепенное значение.
Мы создали " Спортивный уголок", который находится в доступном для детей месте и наполнили его пособиями как для самостоятельной деятельности детей, так и совместной и непосредственно образовательной деятельности.
Часть оборудования для развития двигательной активности было приобретено в магазине: кольцебросы, мишени для игры в дартс и баскетбол, футбол, мячи разных размеров, гольф, обручи, кегли и др. Но значительную часть " Уголка" занимает нестандартное оборудование, изготовленное нами и родителями детей: " дорожки здоровья", балансир, коврики для массажа стоп, гантели из пластиковых бутылок, мешочки для метания с песком, «разноцветные флажки и султанчики», ребристая дорожка, нагрудные атрибуты, тренажеры для рук, ленточки на палочках для развития мелкой моторики рук и многое другое.
Все это оборудование — красочное, эстетически оформленное — мы используем при проведении утренней гимнастики, подвижных игр, игровой деятельности на развитие двигательной активности.
Что же подразумевает понятие «двигательная активность»?
Двигательная активность - это любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранении вашей физической формы и здоровья в целом. Развитие двигательных умений и их качество имеют очень широкий диапазон и зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от условий воспитания, от правильного режима сна, бодрствования, питания, занятий гимнастикой. Поэтому для детей своей средней группы я постаралась разработать такой двигательный режим, который бы полностью удовлетворял их естественной потребности в движении.
Каждое утро мы начинаем с гимнастики.
Она способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем, и, то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Три раза в неделю проводятся физкультурные занятия. Это занятия с большой долей двигательной активности. Во время проведения малоподвижных занятий провожу физ. минутки, которые помогают не только снять напряжение и привести в тонус мышцы, но и закрепить материал. В группе имеется картотека физ. минуток, динамические паузы, пальчиковые и дыхательной гимнастики в стихотворной форме.
Огромное значение для увеличения двигательной активности детей имеет прогулка на свежем воздухе. Это игры большой подвижности, с бегом и прыжками («Мы веселые ребята», «Ловишки», «У медведя в бору», «Огуречик, огуречик») и малоподвижные игры с ходьбой, с упражнениями для определенных частей тела, с метанием («Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Попади в цель», «Ручеек», «Водяной», «Кто позвал?»)
Ежедневное включение подвижных игр в совместную деятельность с детьми даёт положительный эффект, поскольку активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Для повышения интереса детей к различным двигательным упражнениям нами применялись сюрпризные моменты (внесение нового оборудования, появление какого-нибудь персонажа, превращение). Обыгрывать новые пособия и игрушки, показывая как по-разному можно с ними действовать. (Например, по ребристой доске можно ходить, бегать, прокатывать машину, мяч; скакалку можно крутить вдвоем, делать из нее дорожку, круг, а затем выполнять разные движения).
Эффективным средством укрепления здоровья воспитанников и повышения двигательной активности является гимнастика после сна. Она поднимает настроение и мышечный тонус ребенка, повышает адаптивные возможности детского организма. В ее проведении мы использовали игровые приемы и приемы имитации: «Выше ножки поднимаем, наши мышцы укрепляем» (упражнение для ног, «Вот лебедушка плывет, гордо голову несет» (упражнение для шеи) и др.
Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся после восстановительной гимнастики.
И, конечно же, не следует забывать о самостоятельной двигательной активности детей. Чем больше дети двигаются, тем крепче, сильнее и выносливее они становятся. Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности.
Стимулом самостоятельной двигательной активности детей служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. Поэтому нами создаются специальные условия: атрибуты для танцевальной и двигательной импровизации, игровой гимнастики, подвижных игр и физических упражнений. Любую детскую двигательную активность сопровождают положительные эмоции, поэтому мы создаем у детей эмоциональный настрой во время осуществления двигательной деятельности. Похвала и подбадривание детей оказывает влияние на их настроение и качество выполнения упражнений. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
Индивидуальная работа с детьми.
Она планируется нами в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха, при обучении двигательным действиям, мы не только предлагаем ребенку правильно выполнять упражнение, например, по образцу, но и постараемся вызвать интерес к задаче.
В работе с родителями я использовала беседы и консультации: «Каким видом спорта можно заниматься дошкольнику», «Как воспитывать двигательную активность у детей», «Подвижные игры с детьми 4-5 лет в семье», «Активный детский отдых в семье зимой» и т. д. Изготовила листовки: «Бодрость – с самого утра», «Спортивный уголок дома. Подсказка для взрослых».
Физическая активность в дошкольном возрасте направлена не на результат, а на процесс, получение удовольствия от состояния движения. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности, и, таким образом, получить психологическое удовлетворение. помимо удовлетворения естественной потребности в движении.
Такие игровые задания повышают у детей интерес к физкультурным видам деятельности, регулируют двигательную активность детей, развивают движения, творчество, способствуют развитию эмоционального мира малышей.