Виктория Митрофанова
Развитие эмоциональной сферы у детей 5–6 лет через систему игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы
Митрофанова Виктория Андреевна, воспитатель
МБДОУ № 6 «Рябинка»
Эмоциональная сфера важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие, не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, читать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы у детей 5–6 лет через систему игр и упражнений» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование эмоционального отношения к окружающей действительности, к людям, отношениям, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми.
Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у детей появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость.
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, пришла к выводу, что формирование эмоций необходимо рассматривать в качестве одной из приоритетных задач воспитания.
Известно, что в процессе развития ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность распознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама эмоциональная сфера качественно не меняется, ее надо развивать.
Начиная работу по этой теме, определила и выделила в дошкольном детстве шесть основных эмоций : радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция имеет свое мимическое выражение, однако, одни распознаются легче, чем другие. (Например, радость легче узнается по выражению лица, чем гнев и страх).
Чтобы работа с детьми носила целенаправленный, системный характер, мною была поставлена цель - осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; гармонизация развития личности через систему игр и упражнений.
Для достижения поставленной мною цели решаю следующие задачи:
• Учить распознавать эмоциональные состояния, посредством игр и упражнений.
• Формировать навыки адекватного социального поведения.
• Развивать воображение и творческую активность.
• Способствовать развитию процесса самопознания, принятию собственной индивидуальности.
• Пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций.
Формы организации и методы обучения:
• интегрирированная образовательная деятельность, включающая использование разных видов художественной деятельности - речевой, изобразительной, музыкальной;
• организованная образовательная деятельность по развитию эмоционального словаря, этикета;
• индивидуальная работа с детьми;
• беседы о различных эмоциональных состояниях радости, страсти, грусти, злости и других);
• элементы психогимнастики (организация конструктивного межличностного общения, релаксация, упражнения и этюды для создания позитивного психологического климата в группе, способствующего активному самовыражению ребенка);
• театрализованные игры;
• эмоционально-экспрессивные игры для выражения с помощью мимики и пантомимики определенных эмоций, для различения сходных и противоположных эмоциональных состояний;
• постановка мини-сказок;
• чтение художественной литературы и определение эмоциональных характеристик персонажей сказок;
• составление рассказов и придумывание сказок на заданную тему, отражающих эмоциональное состояние героя;
• рисование под музыку различных эмоциональных переживаний и изменение содержания рисунка путем смешивания цветовой палитры.
Для развития эмоциональной сферы детей использую в своей работе игры, побуждающие детей к сближению друг с другом, с взрослыми.
Содержание таких игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения: «Пойми меня», «Я и ты - такие разные», «Хорошо или плохо», «Смешинка в рот попала», «Грусть - печаль», «Ругаемся овощами» «Наши эмоции» и другие.
В ходе таких игр, стремлюсь подвести детей к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников.
Как правило, дети любят выполнять игровые задания, поэтому использую этюды, упражнения и игры, подобранные на основе принципа от простого к сложному: «Море волнуется», «Грусть», «Домик настроений», «Посиделки», «Азбука настроений», «Цветик-семицветик», «Знакомимся с эмоциями», «Путешествие на остров Плакс» и другие.
В качестве своеобразного отдыха предлагаю подвижные игры, позволяющие детям расслабиться «выпустить пар» : «Бабушка Маланья», «Упрямое зеркало», «Выбери партнера», «Тень».
Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессиии, или эмоционально-экспрессивные игры.
Эти игры направлены на развитие мимической и пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности - иными словами, языка эмоций. Они создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости : «Сурдопереводчики», «Как говорят части тела», «Живые картинки», «Поговорим о настроении».
Эффективными считаю игры без слов, без наглядного материала. Содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним.
Сначала эти игры детям кажутся странными и непривычными, однако равные права, невербальные контакты снимут напряжение, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.
В ходе таких игр по возможности избегаю инструкций, замечаний.
Моя задача - поддержать каждого, показать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу: «Найди пару», «Зеркало», «Выбери партнера» и другие.
В рамках решения задач по развитию творческого воображения провожу интегрированную образовательную деятельность.
Стремясь развить в детях ощущение свободы и творческую активность организую игры: «Рисуем музыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Рисуем маму из цветов». Из рисунков впоследствии устраиваю творческие выставки.
Хочется отметить, что игры на развитие эмоциональной сферы помогают формировать у детей :
• коммуникативные способности и качества;
• умение распознавать эмоции других, владеть своими чувствами;
• позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;
• умение сопереживать, радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;
• умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;
• умение взаимодействовать и сотрудничать.
Проанализировав работу с воспитанниками, пришла к выводу - что игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей 5-6 лет можно и нужно использовать как средство формирования способности к эмоциональному общению.
Именно с помощью игры педагоги способны помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми; в играх дети проявляют открытость, доверие, не боятся высказываться, чувствуют себя свободно.
Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным.