Приложение МААМ

Развитие эмоциональной сферы ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения

Малашко Елена
Развитие эмоциональной сферы ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие эмоциональной сферы ребенка в условиях ДОУ

Конференция: Современный детский сад

Автор: Малашко Елена Викторовна

Организация: МАДОУ «Детский сад №100»

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Хабаровск

Развитие эмоциональной сферы ребенка в условиях ДОУ

Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам развития эмоциональной сферы ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения. В статье представлен обзор современных научных исследований по теме эмоционального развития детей. В исследовании описан и проанализирован практический опыт работы педагога-психолога, направленный на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Темочки:

Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное развитие, дошкольная образовательная организация.

Эмоциональная сфера, характеризующаяся широким спектром эмоциональных состояний и понимаемая как совокупность различных психических состояний, является незаменимой частью психической жизни человека.

Этимологически термин «эмоции» (от лат. «emovere») означает «волнуйся, возбуждайся» [14, с. 411]. В зависимости от социальных условий существования, характера взаимодействия родителей и детей меняется и эмоциональный фон человека на протяжении всей его жизни. Возрастных ограничений для работы с эмоциональной сферой детей не существует, в виду того, что эмоциональное развитие ребенка начинается достаточно рано.

Тема эмоций человека достаточно широко освещена в отечественной и зарубежной литературе. Изучением эмоций занимались такие ученые, как Леонтьев А. Н. [11], Изард К. Е. [8], Рубинштейн С. Л. [15], Павлов И. П. [12], Симонов П. В. [16].

Многие отечественные и зарубежные ученые утверждали, что эмоциональная сфера человека характеризуется физиологическими процессами (И. П. Павлов, И. И. Сеченов [12]; Грейс Крайг, У. Кеннон [9,10]).

На сегодняшний день в психологической науке эмоции проанализированы с точки зрения разных аспектов жизни человека: в процессе какой-либо деятельности (Г. Н. Бреслав, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) [1,11,18]; в поведении индивида (У. Джеймс, А. В. Запорожец, К. Е. Изард, Ж. Пиаже) [5,7,8,13]; в личностном развитии (В. Н. Вилюнас, Л. С. Выготсикй) [3;4].

В настоящее время тема эмоционального развития не теряет своей актуальности, исследования в этой области продолжаются. Тем не менее, ученые до сих пор не сошлись в едином мнении об эмоциональном развитии индивида. На сегодняшний день основополагающим является утверждение о том, что эмоции являются врожденной субсистемой личности, обусловленной физиологическими механизмами (К. Е. Изард, Х. Остер) [8], «но в то же время признают, что эмоциональная сфера развивается на протяжении жизненного пути человека (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, М. И. Лисина)» [6, с. 685-687].

Психика ребенка существенно развивается как раз в дошкольном периоде детства, а именно закладываются основы личности как фундамент для последующего роста и развития. В этом возрастном отрезке ребенок впервые понимает, что он отдельная личность, научается объективно оценивать свои поступки, может подчинить свое поведение намеченным целям и управлять им. Появляется контроль своих действий и предвидение результата деятельности. Стремительное развитие претерпевает эмоциональная сфера: расширяется эмоциональный диапазон, формируются нравственные и эстетические чувства. Выражение эмоций и чувств проходит намного ярче, используется мимика и пантомимика.

Чтобы развивать эмоциональную сферу дошкольника, важно привлекать его к разным видам деятельности с взрослыми и сверстниками. В процессе общения ребенок учится понимать чувства и эмоции окружающих, соотносить их со своими эмоциональными переживаниями. Ребенок научается изображать разные эмоции в процессе игры.

А. В. Запорожец пишет, что «чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и стремительно гаснут. Бурное веселье нередко может смениться слезами» [7, с. 131].

Как справедливо утверждает Урунтаева Г. А., «эмоциональное развитие дошкольника, прежде всего, связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Эти изменения связаны с появлением общественных мотивов, что ведет к развитию социальных эмоций и чувств. Соподчинение мотивов, когда основному мотиву подчиняется целая система других, способствует тому, что переживания ребенка становятся все более устойчивыми и глубокими. Эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслов в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка» [17, с. 126]. Итак, эмоциональные переживания старшего дошкольника перестают быть спонтанными, они становятся более содержательными и возникают в ответ на предвидение ребенком реакции окружающих на его действия. Ребенок начинает предвидеть результат своей деятельности, что обуславливает эмоциональные переживания за возможные реакции окружающих на поступки ребенка. Мотивацией для ребенка становится не требования нравственной нормы, а положительная реакция окружающих.

В связи с этим, можно сделать вывод, что главным в развитии эмоциональной сферы дошкольников является научение ребенка понимать свои эмоциональные состояния и состояния окружающих его людей, способам выражения эмоций, а также саморегуляции.

Педагогу дошкольной образовательной организации важно не только знать закономерности эмоционального развития детей для успешной работы, но и уделять внимание эмоциям детей на занятиях образовательной деятельности, так и в игровой и свободной деятельности детей.

В условиях дошкольной образовательной организации МАДОУ «Детский сад №100» (г. Хабаровск) педагоги уделяют большое внимание развитию эмоциональной сферы детей на занятиях, свободной, игровой и продуктивной деятельности.

Проанализируем работу педагога-психолога, направленную на развитие эмоциональной сферы детей в подготовительной группе ДОУ, проведенной в 2024-2025 учебном году. Занятия были направлены не только на развитие эмоциональной сферы детей, а также на оптимизацию эмоциональных состояний детей группы. Образовательная деятельность детей на занятиях с педагогом психологом соответствовала санитарно-гигиеническим требованиям для детей данной возрастной категории, содержала все структурные элементы. Занятия были построены таким образом, чтобы все образовательные моменты были последовательны и логичны, соответствовали одной тематике. С целью активизации мыслительной и речевой деятельности детей, педагогом-психологом применялись вопросы поискового характера и проблемные ситуации, что приводило к самостоятельному поиску детьми решения. Организационный этап начинался с приветствия в стихотворной форме. Данное приветствие дает положительный настрой предстоящей деятельности педагога и детей. Дети становятся более эмоционально открытыми. Использование разнообразных методов образовательной деятельности способствовало удержанию внимания воспитанников на протяжении всего процесса взаимодействия. Использовались следующие методы: словестные (беседы с детьми, использование художественного слова, вопросы, стимулирующие детей к размышлению); наглядно-зрительные (демонстрационный материал). Смена деятельности позволила предотвратить утомляемость детей, они динамично переключались с одного вида деятельности на другой. Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную деятельность детей, помогло им приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность.

Игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры применялись на занятиях с целью развития гуманных чувств детей. В процессе игры дети учатся понимать чувства других, учатся сопереживанию, научаются распознавать эмоциональный настрой. На занятиях с педагогом-психологом в группе использовались следующие игры: «Имя шепчет ветерок», направленная на развитие самоуважения детей, «Капелька, снежинка, льдинка», направленная на самовыражение детей, «Ролевая гимнастика», направленная на расширение ролевого репертуара детей и многие другие.

С целью развития чувства уважения в группе на занятиях использовалась совместная деятельность детей, направленная на получение общего результата. Стоит отметить, упражнение с ритмическими палочками «Волшебная поляна», которое направлено на развитие навыка взаимодействия детей в коллективе. С помощью палочек ребятам необходимо было без слов сложить загаданную педагогом-психологом фигуру. Дети справились с заданием далеко не с первого раза, оказалось, нелегко понимать друг друга без слов и действовать сообща. Однако, такие упражнения полезны как для развития навыка коллективной деятельности, так и в дисциплинарном аспекте.

На занятиях с педагогом-психологом также проводилась познавательная деятельность с детьми, так как это обогащает эмоциональный диапазон дошкольника: радость новых открытий, удивление, стремление к познавательной активности. Ребята узнали основные эмоции, чем отличается страх от тревоги, как распознать данные эмоциональные состояния по физиологическим проявлениям.

Также педагогом-психологом была использована деятельность, направленная на сохранение здоровья и физической активности детей, так как занятия по физической культуре также непосредственно развивают эмоциональную сферу ребенка. Дошкольники учатся выдержке, достигают намеченного результата, учатся справляться с эмоциями при неудачах и испытывают радость от успеха. В групповой спортивной игровой деятельности дети учатся взаимодействовать в коллективе, соотносить свои действия с целями команды. Стоит отметить, что на каждом занятии использовались физминутки, малоподвижные игры такие, как «Кенгуру», «Шалтай-болтай» и другие.

В рамках проведения занятий по развитию эмоциональной сферы детей педагогом-психологом проводились интегрированные занятия, направленные на художественно-эстетическое развитие детей, так как такая деятельность способствует развитию эстетических чувств. Ребенок не только учится выражать свои эмоции художественными средствами, но и ценить красоту и прекрасное. На занятиях с педагогом-психологом дети рисовали свое настроение, рисовали свой страх, с помощью изобразительных средств, пробовали страх сделать не страшным. Также на занятиях использовались релаксационные упражнения с применением мультимедийных технологий (аудио и видео сопровождение).

Проанализировав работу педагога-психолога в подготовительной группе МАДОУ «Детский сад №100» (г. Хабаровск, можно сделать вывод о том, что образовательная деятельность в условиях дошкольной образовательной организации помогает в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Дети с помощью педагога настраивались на совместную работу, удалось создать благоприятный эмоциональный фон в группе. Занятия проходили динамично и включали в себя приемы, предусматривающие смену деятельности детей. Дети погрузились в атмосферу занятий, с интересом выполняли задания и отвечали на вопросы педагога. Тема эмоций и эмоционального развития крайне интересна самим детям, поэтому совместная работа с педагогом-психологом достигла положительного результата. Воспитателем данной группы отмечалось, что дети в свободной деятельности стали активно применять способы решения конфликтов, приобретенные на занятиях с психологом. Ребята стали более внимательны к эмоциональным состояниям окружающих. Многие приемы сброса негативных эмоций также вошли в ежедневный обиход детей: покричать в пустой стакан, нарисовать свой гнев, страх. Ребята стали чаще говорить о своих чувствах и переживаниях близким взрослым. От некоторых родителей детей данной группы педагогу-психологу поступили запросы на личные консультации по вопросам эмоционального развития их ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей в условиях дошкольной образовательной организации должна носить системный характер. Необходимо привлекать к данной работе не только воспитателей и родителей, но и специалистов детского сада.

Литература:

Бреслав, Г. М. Психология эмоций : учебное пособие [Текст] / Г. М. Бреслав. – 3-е издание, стереотипное. – Москва : Смысл : Академия, 2007. – 544 с.

Валеев, А. Б. Идея саморегуляции: ее реализация в контексте свободного воспитания [Текст] / А. Б. Валеев // Дошкольное воспитание. – 2007. - №12. – С. 17-20

Вилюнас, В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 13—19

Выготский, Л. С. Эмоции и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1986. - № 6 - С. 62-76.

Джемс У. Д Психология [Текст] /Под ред. Л. А. Петровской. —М. :Педагогика, 1991.—368с.

Жавренко, А. П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста // Молодой ученый. – 2016. - №4. – С. 685-687

Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец. – М. : 1985.- 198 с.

Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2000. – 280 с.

Крайг, Грейс. Психология развития : учебное пособие [Текст] / Грейс Крайг. – 7-е международное издание. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 992 с.

Кэннон, У. Б. Психология: Биографический библиографический словарь [Текст] / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб. : Евразия, 1999; Глегтман Г., Фридлунд А., Pauc6e.pt Д. Основы психологии. СПб. : Речь, 2001.

Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М., 1971. - 40 c.

Павлов, И. П. Мозг и психика: избранные психологические труды [Текст] / И. П. Павлов. – Москва: Институт практической психологии ; Воронеж : НПО ’МОДЭК’, 1996. – 320 с.

Пиаже, Ж. психология интеллекта [Текст] / ж. Пиаже. – ПИТЕР. : 2004. – 192с.

Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М. : Педагогика, 1983. – 448 с.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебное пособие [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 713 с.

Симонов, П. В. Эмоциональный мозг [Текст] / П. В. Симонов ; Академия наук CССР, Институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии. - М. : Наука, 1981. - 216 с.

Урунтаева, Г. А. Детская психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 336с.

Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.

Автор: Иваненко Юлия Вячеславовна, г. Кемерово, воспитатель и педагог-психолог МАДОУ №231 «Детский сад комбинированного вида»

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 4 января 2025 в 03:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Малашко Елена (УИ 2472536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 января 2025 вторник
08 января 2025 среда
8 января 1851 года, французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД