Светлана Калугина
Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
(Консультация для педагогов)
Составитель : учитель-логопед Калугина С. М.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Психологами доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается : её необходимо развивать, создавая для этого определённые условия.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Чтобы этого не произошло, необходимо в работе с детьми старшего дошкольного возраста учитывать особенности данного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка. Именно в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Также происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития особенностей поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферами. Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста необходимо грамотное планирование воспитательного образовательного процесса, учет индивидуальной психологической особенности развития детей, организация коррекционно-развивающей работы для формирования эмоциональной стабильности у детей. Поэтому цель работы педагогической воспитательно-образовательной деятельности – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, тем самым открывая знания, которые живут в нашей душе и являются психотерапевтическими. Задача педагога – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, осознавать и контролировать свои переживания, пони -
мать эмоциональное состояние других людей; уметь выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством сказкотерапии; создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребёнка. В результате целенаправленной и систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии», дети учатся свободно выражать свои чувства, учатся понимать не только свое эмоциональное состояние, но и состояние окружающих, смогут контролировать свои переживания. Сказкотерапия – это течение в психо -терапии, которое оказывает психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций. Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка, поэтому сказкотерапия означает «лечение сказкой». Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Сказку
используют и врачи, и психологи, и педагоги. И каждый специалист находит в сказке
тот ресурс, который помогает ему решать профессиональные задачи. Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию его
личности. Ценность сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому важна мотивация.
Исходя из вышесказанного, педагог должен строит свою работу с детьми следующим образом:
• Непосредственно образовательную деятельность с детьми строить либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.
• Обязательно должно быть присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную.
Также должны использоваться манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшебных заклинаний).
• В процессе образовательной деятельности большое внимание должно уделяться двигательной активности. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым и в роли зрителей при игре - драматизации по отдельным эпизодам сказки.
• В играх должно присутствовать поощрение самостоятельных высказываний
детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании образовательной деятельности с элементами сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, нужно расспросить детей о том, что им больше всего понравилось, запомнилось, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
Для создания комфортной, доброжелательной атмосферы в группе в утренние часы, во время приема детей можно использовать игры-приветствия («Если друг встречает друга», «Трям! Здравствуйте!», а также игры с именами («Паровозик с именами»). Большое внимание нужно уделять мелкой моторике пальцев рук. Дети вместе с воспитателем играют в различные пальчиковые игры, упражнения («Повстречались», «Мои пальчики расскажут, что умеют – все покажут», «Цветок» и т. д.).
Для активизации речи детей рекомендуется использовать игрушки для настольного
театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для куколькольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию). В свободное время вместе с детьми педагог может решать сказочные задачи, где детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации ( например: «Спор цветных карандашей», «Как лиса и волк рыбу ловили»,
«Кто придёт в гости»). Немаловажно участие родителей: целесообразно провести родительское собрание, на котором рассказать о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и воспитателя работа будет успешной, а также предложить родителям поучаствовать в творческом конкурсе, например, «Мы напишем сказку сами». В родительский уголок помещать различные материалы, рекомендации, проводить консультации. И тогда и родители, и дети будут вовлечены в единый педагогический процесс.
Принципы реализации работы в сказкотерапии :
1. Доступность.
• учет возрастных особенностей;
• адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность.
• постепенная передача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных знаний, умений, навыков;
3. Наглядность и занимательность.
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное
начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность.
• интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация.
• создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком.
Педагогические технологии, рекомендованные для использования в работе:
1. Здоровьесберегающие образовательные технологии:
• динамические паузы;
• подвижные и спортивные игры;
• гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.);
• коммуникативные игры.
2. Технология развивающего обучения.
3. Технология проблемного обучения – ТРИЗ.
4. Игровые технологии.
5. Технологии интегрированных занятий.
6. ИКТ.