Папки-передвижки

Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Светлана Калугина
Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

(Консультация для педагогов)

Составитель : учитель-логопед Калугина С. М.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания : растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития. Психологами доказано, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается : её необходимо развивать, создавая для этого определённые условия.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» размещена в разделах

Мир таких людей был бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и неспособных понять ни субъективные последствия всего происходящего во внешнем мире, ни значения своих собственных поступков для окружающих. Чтобы этого не произошло, необходимо в работе с детьми старшего дошкольного возраста учитывать особенности данного возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется педагогами и психологами как особый период в воспитании и развитии ребёнка. Именно в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Также происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития особенностей поведения детей, деятельности, связанной с интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сферами. Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста необходимо грамотное планирование воспитательного образовательного процесса, учет индивидуальной психологической особенности развития детей, организация коррекционно-развивающей работы для формирования эмоциональной стабильности у детей. Поэтому цель работы педагогической воспитательно-образовательной деятельности – ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, тем самым открывая знания, которые живут в нашей душе и являются психотерапевтическими. Задача педагога – научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, осознавать и контролировать свои переживания, пони -

мать эмоциональное состояние других людей; уметь выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации посредством сказкотерапии; создавать условия для развития внутреннего потенциала и творческой активности ребёнка. В результате целенаправленной и систематической работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии», дети учатся свободно выражать свои чувства, учатся понимать не только свое эмоциональное состояние, но и состояние окружающих, смогут контролировать свои переживания. Сказкотерапия – это течение в психо -терапии, которое оказывает психотерапевтическое воздействие на человека с целью коррекции поведенческих реакций. Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка, поэтому сказкотерапия означает «лечение сказкой». Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Сказку

используют и врачи, и психологи, и педагоги. И каждый специалист находит в сказке

тот ресурс, который помогает ему решать профессиональные задачи. Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию его

личности. Ценность сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому важна мотивация.

Исходя из вышесказанного, педагог должен строит свою работу с детьми следующим образом:

Непосредственно образовательную деятельность с детьми строить либо на основе одной сказки, которая делится на части, либо представляет собой «путешествие в сказочный мир», включающее в себя любое необходимое количество сказочных образов и сюжетов.

• Обязательно должно быть присутствие ритуала входа (и выхода) в сказку. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической ситуации в обыденную.

Также должны использоваться манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, проговаривание волшебных заклинаний).

• В процессе образовательной деятельности большое внимание должно уделяться двигательной активности. Лишь небольшую часть времени ребята располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки взрослым и в роли зрителей при игре - драматизации по отдельным эпизодам сказки.

• В играх должно присутствовать поощрение самостоятельных высказываний

детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании образовательной деятельности с элементами сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, нужно расспросить детей о том, что им больше всего понравилось, запомнилось, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Для создания комфортной, доброжелательной атмосферы в группе в утренние часы, во время приема детей можно использовать игры-приветствия («Если друг встречает друга», «Трям! Здравствуйте!», а также игры с именами («Паровозик с именами»). Большое внимание нужно уделять мелкой моторике пальцев рук. Дети вместе с воспитателем играют в различные пальчиковые игры, упражнения («Повстречались», «Мои пальчики расскажут, что умеют – все покажут», «Цветок» и т. д.).

Для активизации речи детей рекомендуется использовать игрушки для настольного

театра (объемные, плоскостные, пальчиковый театр, шапочки-маски, ширму для куколькольного театра, диски для прослушивания сказок, музыку, направленную на релаксацию). В свободное время вместе с детьми педагог может решать сказочные задачи, где детям предлагается принять решение или предложить выход из создавшейся ситуации ( например: «Спор цветных карандашей», «Как лиса и волк рыбу ловили»,

«Кто придёт в гости»). Немаловажно участие родителей: целесообразно провести родительское собрание, на котором рассказать о том, что такое «сказкотерапия», какие проблемы решает, и что только в совместной деятельности ребенка, родителей и воспитателя работа будет успешной, а также предложить родителям поучаствовать в творческом конкурсе, например, «Мы напишем сказку сами». В родительский уголок помещать различные материалы, рекомендации, проводить консультации. И тогда и родители, и дети будут вовлечены в единый педагогический процесс.

Принципы реализации работы в сказкотерапии :

1. Доступность.

• учет возрастных особенностей;

• адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность.

• постепенная передача материала от простого к сложному;

• частое повторение усвоенных знаний, умений, навыков;

3. Наглядность и занимательность.

• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное

начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность.

• интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация.

• создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком.

Педагогические технологии, рекомендованные для использования в работе:

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

• динамические паузы;

• подвижные и спортивные игры;

• гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.);

• коммуникативные игры.

2. Технология развивающего обучения.

3. Технология проблемного обучения – ТРИЗ.

4. Игровые технологии.

5. Технологии интегрированных занятий.

6. ИКТ.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством рисования и всё о том, чем можно рисовать» Развитие творческого мышления у ребенка начинается практически с рождения. Творчество и речь неразрывно связаны. И чем раньше родители.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельностиРазвитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Опубликовано: 18 января 2022 в 20:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Калугина (УИ 506759) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД